«Бессмертный полк» тульской полиции. Николай Николаевич Капралов

13:30 05.05.2024

Капралов Николай Николаевич, подполковник милиции, старший оперуполномоченный УБХСС УВД Тулоблисполкома.
В сентябре 1942 года призван в армию, после обучения назначен стрелком полка береговой охраны Северного флота в Мурманской области.
Декабрь 1942 года – Калининский фронт, 942-й артиллерийский полк. Январь 1943 года – Волховский фронт. С июля 1943 года по июнь 1945 года – 1-й и 2-й Прибалтийские фронты, 374-ая стрелковая дивизия.
Награжден орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией».
Из воспоминаний ветерана:
«Принимал участие в обороне Ленинграда. Полк сдерживал натиск врага многие блокадные дни, защищая город. Помню сильные бои за железнодорожную станцию «Дно», расположенную недалеко от Ленинграда. Взяли эту станцию и город Любань с большими потерями. Помню, как подбил танк, снаряд угодил в башню, машина вспыхнула и выгорела дотла. При обороне Ленинграда был тяжело контужен, наполовину потерял слух и зрение.
…Эстонию взяли легко, а вот Латвию с большими потерями. Немцы при отступлении пытались вывести все свое имущество, продукты питания. Наш отряд бойцов перехватил около двухсот немецких автомобилей. Были изъяты продукты. Помню вкус колбасы в огромных жестяных банках и разнообразные консервы.
Дошел до Германии и видел, как над Рейхстагом водрузили красное знамя.
…Наш полк перебрасывали с одного места на другое, туда, где было труднее. Сражались под Сталинградом. Тысячами гибли люди, мы теряли боевых друзей. Но почему-то слезы наворачиваются и сегодня, когда вспоминаю о фронтовых собаках. Они погибали, выполняя приказ человека.
...Был жестокий бой. В помощь солдатам прибыли 25 дрессированных овчарок. К ним привязывали взрывчатку, отдавали команду: «Вперед!» И они бросались под танки. Таким образом было подбито двадцать пять фашистских танков. Видя, как гибнут псы, бойцы плакали. Но война жестока. Такие средства были необходимы, чтобы сохранить жизни людей.
…За войну подбил большое количество танков. Помню все, как сейчас. Танк несется на меня. Я стреляю под правую гусеницу, танк крутится на левой и поворачивается правым боком. Я сбиваю ему башню. Стрелял из 76-миллиметровой пушки.
В один из боев на Ленинградском фронте на нас шли пять танков. У нас было четыре орудия. Два танка подбил я, два сосед, а пятый сбежал. Прибыл командир полка и приказал своему делопроизводителю оформить наградные материалы нам на ордена. Делопроизводитель присел на пенек и начал писать представления. В этот момент прилетел «мессершмидт» и срезал подчистую того самого писаря. Командира полка перевели в другую часть, бумаги пропали. И не получили мы ничего за тот бой. Да и не ждали особо».