Фронтовики-милиционеры
08:30 02.05.2024
День Победы настолько значимый и величественный, что о нем мы будем помнить всегда. Особого внимания заслуживают те, кто не щадил своей жизни ради свободы в грозные военные годы, а после посвятил себя службе в органах внутренних дел.
В преддверии великого праздника мы продолжаем вспоминать фронтовиков-амурчан, в мирное время образцово исполнявших профессиональный долг на передовой добра и справедливости.
Полковник внутренней службы Одереев Виктор Андреевич
Одереев Виктор Андреевич родился 1 декабря 1924 года в с. Алексеевка (ныне город Акколь) Акмолинской области Казахской ССР. В 1932 году вместе с родителями переехал на Дальний Восток в деревню Киселево Бурейского района, что недалеко от нынешней Бурейской ГЭС, окончил Родионовскую среднюю школу.
Затем семья переехала в деревню Заозерную, где размещалась конная база Бурейского леспромхоза. Здесь Виктор начал свою трудовую деятельность в качестве лесоруба участка Бушунга. Его избрали секретарем комсомольской организации.
Узнав о том, что фашисты напали на нашу страну, местные молодые люди сразу же начали готовить себя для фронта, хотя многим еще не было и 17 лет. Наделали деревянных гранат, винтовок и стали заниматься ежедневно по вечерам боевой подготовкой, учились рыть окопы, стреляли из мелкокалиберной винтовки. Сдали зачеты и получили значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к труду и обороне», изучили приемы оказания медицинской помощи при ранениях. Все это в будущем очень пригодилось.
В сентябре 1942 года местная молодежь провела открытое комсомольское собрание, где было принято решение идти на фронт защищать Родину. Их стремление поддержали районный и областной комитеты комсомола, военкомат. Всем, кроме Виктора, исполнилось 18 лет, и их призвали в Вооруженные Силы, а ему пришлось доказывать, что ему тоже 18 лет, - мол, это родители поздно зарегистрировали.
15 ноября 1942 года Виктора добровольцем направили в Хабаровск на радиокурсы. Здесь он освоил прием и передачу радиосигналов, изучил работу маломощных радиостанций, занимался огневой и химической подготовкой.
23 февраля 1943 года состоялся выпуск специалистов-радистов 3 класса. В этот же день они были направлены на Запад. Проезжая через станцию Бурея, Виктор в окно товарного вагона бросил письмо и просил переслать его родителям в деревню.
В Москве прибыли в Главное управление связи Красной Армии (ГУСКА). Сюда ежедневно приезжали представители действующих подразделений, отбирали радистов в свои части. Виктор Одереев, Владимир Тверитин, Петр Фокин, Владимир Руденко и многие другие попали в 4 отдельный полк связи резерва военно-воздушных сил Красной Армии. Дважды Виктор Андреевич вылетал на фронт. В первый раз под Харьковом он заменил раненого радиста на РСБ (радиостанция самолета бомбардировщика). При обстреле немцами наших войск был ранен в ногу.
Командир радиовзвода лейтенант Резник Иван Трофимович так охарактеризовал начало его фронтовой службы: «Военнослужащий Одереев В.А., обладавший необходимыми техническими знаниями радиостанций, неоднократно направлялся из 4 полка резерва ВВС КА во фронтовые подразделения для ремонта радиостанций и оказания помощи в работе связи. В мае 1943 года был командирован в 5 воздушную армию под Харьков, где был ранен в голень ноги. От госпиталя отказался. Вернувшись из командировки, продолжал служить во вверенном мне радиовзводе. Изучил все виды крупных радиостанций, таких как РАТ, РАФ, РСБ и др.».
В этом же году Виктор Андреевич был откомандирован с группой связистов под Ленинград.
Вот что пишет об этом начальник штаба 267 ОПАБ народного ополчения Ленинграда Прохоров Н.А.: «Мне пришлось неоднократно весной 1943 года в ходе боевых действий контактировать с группой связи, прибывшей из Главного управления связи Красной Армии. Хорошо запомнился красноармеец-радист Одереев В.А., веселый и храбрый воин, который неоднократно под огнем противника помогал налаживать радиосвязь, вызывая авиацию для поддержки сухопутных частей».
А начальник отдела укрепленных районов Ленинградского фронта Монес М.Я. продолжил: «Прибывшая группа из ГУСКА была принята комендантом внутренней обороны города и направлена в 13 ВА, а точнее, в 108 ОРС. В составе группы был молодой, энергичный младший сержант Виктор Одереев, отличавшийся при выполнении боевых заданий находчивостью и личной храбростью. В период блокады под сильным артиллерийским и минометным огнем неоднократно восстанавливал линии связи. Фамилия его мне особо запомнилась, так как товарищи при обращении называли в шутку «Победим и на Одере», то есть сочетали значение его имени и пяти букв фамилии».
15 октября 1943 хода в 4 ОПС резерва ВВСКА была сформирована 321 часть ОРС и направлена на Западный Фронт в 303 истребительную авиационную дивизию 1 воздушной армии.Это было под Смоленском. Задача была обеспечивать связью управление дивизии и ее полки. Часто приходилось дежурить на передвижном радиоузле, который состоял из 10 приемопередатчиков. Держали связь также с мотострелковыми частями, партизанскими отрядами, базами обеспечения снарядами и минами, эскадрильей «Нормандия - Неман», входившей в состав 303 авиадивизии.
Особенно запомнилось Виктору Андреевичу 31 декабря 1943 года, когда с линейным взводом тянули провода к передовой с оружием и катушками за плечами. Буран, ветер, снег, через людей иногда перелетали фашистские снаряды и мины. Выполнив задание, связисты на обратном пути попали в штаб 303 авиадивизии, где вместе с генералом Захаровым Г.Н., командиром дивизии, и Героем Советского Союза генералом Громовым М.М., командующим 1 ВА, встретили новый год.
В январе 1944 года часть передали 4 ВА, которой командовал генерал авиации Вершинин К.А., и стали подчиняться непосредственно заместителю начальника связи армии капитану Гострику П.Н., в эго время Виктор Андреевич был начальником расчета радиостанции РСБ .
Много было событий на белорусской земле. Однажды, во время передислокации, забарахлила полуторка с фургоном радиостанции РСБ. Пока ремонтировали, отстали от своих. Через некоторое время, наладив, двинулись вперед, но сбились с пути и наскочили на немецкую часть. Шофер Щербаков первым заметил это, быстро развернулся у них под носом. Но фашисты тоже заметили их и вслед начали стрельбу. Повезло, проскочили!
Хуже было под Хвойнянами. «Идя с дежурства в следующее село, где размещалась наша часть, я, Мамаев, Косарева наткнулись на большую группу фашистов. У нас было три вида оружия. Приготовились дорого отдать свою жизнь. Но они сами искали возможность сдаться в плен. Вот мы втроем и привели в штаб почти роту немцев. Мандраж, конечно, у нас был, но мы как-то не думали о смертельной опасности в то время. Мы понимали, что это не геройство, а обычное дело на войне», - вспоминал Виктор Андреевич.
«В ноябре 1943 года, - пишет лейтенант Резник, - я был тяжело ранен, и сержант Одереев оказал мне физическую и моральную поддержку, что помогло в госпитале быстро поправиться. В 1944 году Одереев стал коммунистом и секретарем комсомольской организации нашей части».
В это время вышел приказ И.В. Сталина двигаться на Берлин. Боевой путь Виктора Андреевича вместе с 321 частью лежал через Смоленщину и Польшу до Берлина. На стене Рейхстага Виктор Андреевич среди тысяч других вывел свою фамилию: «Одереев В.А. - Амурская область».
«После окончания войны к воинской части, как и к другим частям, приписали немецких пожилых людей и детей. Они общались с нами, получали пищу из нашего котлопункта и ясно увидели, каков есть на самом деле советский солдат, а вовсе не такой, как им внушал Гебельс,» - делился Виктор Андреевич.
22 июня 1945 года выехали через Польшу, Украину в Москву, где были созданы группы и отправлены на восток. Виктор Андреевич снова попал в 4 ОПС резерва ВВС КА, который перебазировался в Монгольскую Народную Республику на Забайкальский фронт в составе 13 ВА.
А потом снова война - с Японией. Одереев был назначен командиром радиовзвода.
Переход через горы, нескончаемые поля гаоляна, где засели части Квантунской армии. Повидали смертников, обнищавших крестьян-китайцев.Цицикар, Харбин.
Затем после победы над Японией возвратились в Монгольскую Народную Республику, где продолжилась служба.
После демобилизации из армии по инвалидности В.А. Одереев много лет работал редактором районного радиовещания, редактором районной газеты, секретарем РК КПСС, председателем Бурейского райисполкома, затем первым секретарем Завитинского РК КПСС, откуда был направлен на укрепление органов внутренних дел - заместителем начальника областного управления общественного порядка (управления внутренних дел) по кадрам и политработе. Здесь Виктор Андреевич дослужился до звания полковника внутренней службы, был награжден знаком «Заслуженный работник МВД СССР», Почетной грамотой Министра МВД СССР.
После увольнения из органов внутренних дел по выслуге лет 30 лет проработал на разных должностях на судостроительном заводе, в том числе заместителем генерального директора по кадрам. Награжден за ратные и трудовые подвиги орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями, медалью «За подъем целинных земель», тремя монгольскими медалями и многими другими.
В преддверии великого праздника мы продолжаем вспоминать фронтовиков-амурчан, в мирное время образцово исполнявших профессиональный долг на передовой добра и справедливости.
Полковник внутренней службы Одереев Виктор Андреевич
Одереев Виктор Андреевич родился 1 декабря 1924 года в с. Алексеевка (ныне город Акколь) Акмолинской области Казахской ССР. В 1932 году вместе с родителями переехал на Дальний Восток в деревню Киселево Бурейского района, что недалеко от нынешней Бурейской ГЭС, окончил Родионовскую среднюю школу.
Затем семья переехала в деревню Заозерную, где размещалась конная база Бурейского леспромхоза. Здесь Виктор начал свою трудовую деятельность в качестве лесоруба участка Бушунга. Его избрали секретарем комсомольской организации.
Узнав о том, что фашисты напали на нашу страну, местные молодые люди сразу же начали готовить себя для фронта, хотя многим еще не было и 17 лет. Наделали деревянных гранат, винтовок и стали заниматься ежедневно по вечерам боевой подготовкой, учились рыть окопы, стреляли из мелкокалиберной винтовки. Сдали зачеты и получили значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к труду и обороне», изучили приемы оказания медицинской помощи при ранениях. Все это в будущем очень пригодилось.
В сентябре 1942 года местная молодежь провела открытое комсомольское собрание, где было принято решение идти на фронт защищать Родину. Их стремление поддержали районный и областной комитеты комсомола, военкомат. Всем, кроме Виктора, исполнилось 18 лет, и их призвали в Вооруженные Силы, а ему пришлось доказывать, что ему тоже 18 лет, - мол, это родители поздно зарегистрировали.
15 ноября 1942 года Виктора добровольцем направили в Хабаровск на радиокурсы. Здесь он освоил прием и передачу радиосигналов, изучил работу маломощных радиостанций, занимался огневой и химической подготовкой.
23 февраля 1943 года состоялся выпуск специалистов-радистов 3 класса. В этот же день они были направлены на Запад. Проезжая через станцию Бурея, Виктор в окно товарного вагона бросил письмо и просил переслать его родителям в деревню.
В Москве прибыли в Главное управление связи Красной Армии (ГУСКА). Сюда ежедневно приезжали представители действующих подразделений, отбирали радистов в свои части. Виктор Одереев, Владимир Тверитин, Петр Фокин, Владимир Руденко и многие другие попали в 4 отдельный полк связи резерва военно-воздушных сил Красной Армии. Дважды Виктор Андреевич вылетал на фронт. В первый раз под Харьковом он заменил раненого радиста на РСБ (радиостанция самолета бомбардировщика). При обстреле немцами наших войск был ранен в ногу.
Командир радиовзвода лейтенант Резник Иван Трофимович так охарактеризовал начало его фронтовой службы: «Военнослужащий Одереев В.А., обладавший необходимыми техническими знаниями радиостанций, неоднократно направлялся из 4 полка резерва ВВС КА во фронтовые подразделения для ремонта радиостанций и оказания помощи в работе связи. В мае 1943 года был командирован в 5 воздушную армию под Харьков, где был ранен в голень ноги. От госпиталя отказался. Вернувшись из командировки, продолжал служить во вверенном мне радиовзводе. Изучил все виды крупных радиостанций, таких как РАТ, РАФ, РСБ и др.».
В этом же году Виктор Андреевич был откомандирован с группой связистов под Ленинград.
Вот что пишет об этом начальник штаба 267 ОПАБ народного ополчения Ленинграда Прохоров Н.А.: «Мне пришлось неоднократно весной 1943 года в ходе боевых действий контактировать с группой связи, прибывшей из Главного управления связи Красной Армии. Хорошо запомнился красноармеец-радист Одереев В.А., веселый и храбрый воин, который неоднократно под огнем противника помогал налаживать радиосвязь, вызывая авиацию для поддержки сухопутных частей».
А начальник отдела укрепленных районов Ленинградского фронта Монес М.Я. продолжил: «Прибывшая группа из ГУСКА была принята комендантом внутренней обороны города и направлена в 13 ВА, а точнее, в 108 ОРС. В составе группы был молодой, энергичный младший сержант Виктор Одереев, отличавшийся при выполнении боевых заданий находчивостью и личной храбростью. В период блокады под сильным артиллерийским и минометным огнем неоднократно восстанавливал линии связи. Фамилия его мне особо запомнилась, так как товарищи при обращении называли в шутку «Победим и на Одере», то есть сочетали значение его имени и пяти букв фамилии».
15 октября 1943 хода в 4 ОПС резерва ВВСКА была сформирована 321 часть ОРС и направлена на Западный Фронт в 303 истребительную авиационную дивизию 1 воздушной армии.Это было под Смоленском. Задача была обеспечивать связью управление дивизии и ее полки. Часто приходилось дежурить на передвижном радиоузле, который состоял из 10 приемопередатчиков. Держали связь также с мотострелковыми частями, партизанскими отрядами, базами обеспечения снарядами и минами, эскадрильей «Нормандия - Неман», входившей в состав 303 авиадивизии.
Особенно запомнилось Виктору Андреевичу 31 декабря 1943 года, когда с линейным взводом тянули провода к передовой с оружием и катушками за плечами. Буран, ветер, снег, через людей иногда перелетали фашистские снаряды и мины. Выполнив задание, связисты на обратном пути попали в штаб 303 авиадивизии, где вместе с генералом Захаровым Г.Н., командиром дивизии, и Героем Советского Союза генералом Громовым М.М., командующим 1 ВА, встретили новый год.
В январе 1944 года часть передали 4 ВА, которой командовал генерал авиации Вершинин К.А., и стали подчиняться непосредственно заместителю начальника связи армии капитану Гострику П.Н., в эго время Виктор Андреевич был начальником расчета радиостанции РСБ .
Много было событий на белорусской земле. Однажды, во время передислокации, забарахлила полуторка с фургоном радиостанции РСБ. Пока ремонтировали, отстали от своих. Через некоторое время, наладив, двинулись вперед, но сбились с пути и наскочили на немецкую часть. Шофер Щербаков первым заметил это, быстро развернулся у них под носом. Но фашисты тоже заметили их и вслед начали стрельбу. Повезло, проскочили!
Хуже было под Хвойнянами. «Идя с дежурства в следующее село, где размещалась наша часть, я, Мамаев, Косарева наткнулись на большую группу фашистов. У нас было три вида оружия. Приготовились дорого отдать свою жизнь. Но они сами искали возможность сдаться в плен. Вот мы втроем и привели в штаб почти роту немцев. Мандраж, конечно, у нас был, но мы как-то не думали о смертельной опасности в то время. Мы понимали, что это не геройство, а обычное дело на войне», - вспоминал Виктор Андреевич.
«В ноябре 1943 года, - пишет лейтенант Резник, - я был тяжело ранен, и сержант Одереев оказал мне физическую и моральную поддержку, что помогло в госпитале быстро поправиться. В 1944 году Одереев стал коммунистом и секретарем комсомольской организации нашей части».
В это время вышел приказ И.В. Сталина двигаться на Берлин. Боевой путь Виктора Андреевича вместе с 321 частью лежал через Смоленщину и Польшу до Берлина. На стене Рейхстага Виктор Андреевич среди тысяч других вывел свою фамилию: «Одереев В.А. - Амурская область».
«После окончания войны к воинской части, как и к другим частям, приписали немецких пожилых людей и детей. Они общались с нами, получали пищу из нашего котлопункта и ясно увидели, каков есть на самом деле советский солдат, а вовсе не такой, как им внушал Гебельс,» - делился Виктор Андреевич.
22 июня 1945 года выехали через Польшу, Украину в Москву, где были созданы группы и отправлены на восток. Виктор Андреевич снова попал в 4 ОПС резерва ВВС КА, который перебазировался в Монгольскую Народную Республику на Забайкальский фронт в составе 13 ВА.
А потом снова война - с Японией. Одереев был назначен командиром радиовзвода.
Переход через горы, нескончаемые поля гаоляна, где засели части Квантунской армии. Повидали смертников, обнищавших крестьян-китайцев.Цицикар, Харбин.
Затем после победы над Японией возвратились в Монгольскую Народную Республику, где продолжилась служба.
После демобилизации из армии по инвалидности В.А. Одереев много лет работал редактором районного радиовещания, редактором районной газеты, секретарем РК КПСС, председателем Бурейского райисполкома, затем первым секретарем Завитинского РК КПСС, откуда был направлен на укрепление органов внутренних дел - заместителем начальника областного управления общественного порядка (управления внутренних дел) по кадрам и политработе. Здесь Виктор Андреевич дослужился до звания полковника внутренней службы, был награжден знаком «Заслуженный работник МВД СССР», Почетной грамотой Министра МВД СССР.
После увольнения из органов внутренних дел по выслуге лет 30 лет проработал на разных должностях на судостроительном заводе, в том числе заместителем генерального директора по кадрам. Награжден за ратные и трудовые подвиги орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями, медалью «За подъем целинных земель», тремя монгольскими медалями и многими другими.