Почему люди верят телефонным жуликам?
12:00 19.10.2023
Общественно-политическая газета «Республика Башкортостан» №119 (29654), Сетевое издание газеты «Республика Башкортостан» «РесБаш»
Общество
18 ОКТЯБРЯ , 21:15
Игра в рыбу
Почему люди верят телефонным жуликам?
Поначалу люди больше верят телефонным аферистам, чем полиции. Приходится убеждать, как в данном случае это делают Ильдар Хаматшин и Надежда Кредышева.
Обращаются ли жертвы обмана за помощью к психологам или психотерапевтам? Вряд ли, большинство из них стыдятся того, что их обманули, считает и.о. декана факультета психологии Уфимского университета науки и технологий, кандидат психологических наук, доцент Владимир ЛИНЕВИЧ.
Судя по количеству обманутых кибераферистами россиян, может, уже пора создать группу психологов, которые работали бы с этой категорией людей?
Об этом и многом другом мы поговорили с гостем нашей редакции.
Выйти из зоны дискомфорта
— Владимир Леонтьевич, в чем может заключаться такая помощь жертвам мошенников?
— В нормализации психологического самочувствия, чтобы человек перестал горевать. Ведь ему очень плохо, он винит себя во всем произошедшем, но никуда за психологической помощью не обращается. Необходимо вывести его из деструктивных состояний: тревоги, ощущения беспомощности. Вообще, любая жертва нуждается в психотерапевтической помощи. Эта категория людей очень большая, реальную цифру мы не знаем, так как не все обращаются в полицию.
Конечно, на данный момент их больше заботят финансовые проблемы. А о том, что из-за переживаний они еще гробят свое здоровье, мало кто задумывается. К сожалению.
— Насколько серьезна психологическая травма, которую получают жертвы аферистов?
— Все индивидуально и зависит от возраста и предыдущего опыта. Если человек уже получал подобную травму и справился с ней, неважно, сам или с чьей-то помощью — это плюс. Если с ним такое приключилось впервые, скорее всего, последствия будут намного серьезнее и помощь будет ему нужна совершенно точно, в том числе психотерапевтическая или психологическая, если он не хочет обращаться к психиатрам. Все будет зависеть от состояния, до которого он дойдет, — это депрессия, мысли о суициде, разочарование в жизни, отрицание всех и вся.
— Появился новый вид мошенничества, когда человека заставляют совершить те-ракт под предлогом, что ему вернут деньги, которые он отправил аферистам. Здесь используются новые методы или схема та же, только цели другие?
— Схема немного другая. Человек надеялся, что государство ему сразу вернет деньги, но расследование почему-то затягивается, полиция не уделяет того внимания, на которое он рассчитывал. Возникает чувство досады, ему кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. А тут звонит неизвестный и предлагает вариант: совершить противоправное действие в обмен на деньги.
Жертва рассуждает: «Почему нет, раз никто не хочет мне помочь? Хуже уже не будет». Так рассуждают чаще всего пенсионеры, которые не получают поддержку от родных. Им и так тошно, а домашние их еще пилят, мол, совсем старик из ума выжил, мошенникам такую сумму перечислил.
Клюнет, не клюнет
— Почему жертвы мошенников ведут себя агрессивно, когда их пытаются остановить? Что с ними происходит?
— Это обусловлено измененным психологическим состоянием из-за избыточного информационного давления, которое на них оказывают мошенники. Поэтому человек не способен критично оценивать ситуацию и совершает не свойственные ему действия. Ему специально постоянно что-то бубнят в телефонную трубку, перегружают мозг и мешают адекватно оценивать происходящее. Пугая при этом, что все вокруг враги.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов индивидуальные особенности каждого из нас. К счастью, не все подвержены такому воздействию. Иначе жертв было бы гораздо больше. Кто-то почувствовал подвох, кому-то родственники помогли очнуться от наваждения. Не останавливается тот, кто уже находится в аффективной стадии, на пике этой телефонной игры, в которую его втянули мошенники.
— Получается, внушаемый человек изначально потенциальная жертва?
— По статистике, 25 процентов людей можно считать внушаемыми, 25 процентов трудно ввести в транс (если говорить о классическом гипнозе), и с ними придется очень сильно постараться. Остальные 50 процентов бывают внушаемы в силу обстоятельств.
Все будет зависеть от того, что человеку предложат и насколько это совпадает с его интересами. Если вас позовут участвовать в лотерее, вы согласитесь? Нет. А если кто-то сообщит, что у вашего знакомого обнаружили онкологию, и попросит перевести деньги, тоже откажетесь?
— Только если этот знакомый лично мне расскажет о своей беде.
— Многое зависит от профессии, от уровня знаний, которыми мы обладаем. Нам ежедневно рассказывают, как обманывают людей, и мы становимся осторожными. Однако некоторые думают: ну, меня это точно не коснется. Вот как раз они-то и попадаются.
Аферисты в процессе разговора нащупывают чувствительную тему для жертвы. Могут быть разные варианты, нацеленные на разные категории людей. Каждый телефонный мошенник работает по определенной схеме и по предоставленной ему базе. Сработало — хорошо, нет — он будет обзванивать других, пока кто-то из абонентов не «клюнет». Как на рыбалке, простите за сравнение.
Джеймс Бонд или попугай?
— Потерпевшие считают, что телефонные мошенники — суперпрофессионалы, чуть ли не с удостоверением сотрудника западных спецслужб в кармане, эдакие джеймсы бонды…
— Думаю, у каждого есть определенный сценарий, по которому он работает. Скорее всего, в напечатанном виде с вариантами вопросов и ответов, которые он, как попугай, повторяет. И план по количеству абонентов. Понятно, что они получают зарплату в зависимости от суммы, которую удалось выудить. Если телефонный аферист будет неэффективен, его заменят. Так что весь их суперпрофессионализм заключается в наработанных навыках. Только и всего.
— Что должно насторожить в разговоре с неизвестным? Ведь не всегда можно не брать трубку.
— Первое — незнакомец слишком информирован о вас. Зачастую именно это вызывает испуг и вынуждает продолжать разговор. Второе — нехарактерные вопросы и предложения. Ни один сотрудник банка или правоохранительных органов не станет предлагать снять деньги, взять кредит, перевести средства на какие-то счета, принять участие в спецоперации или помочь поймать преступника. Они вообще не звонят гражданам, а если и звонят, то приглашают на прием с паспортом и разговаривают с человеком лично у себя в кабинете.
Самый верный способ избежать неприятностей — не брать трубку, если вам звонят с незнакомого номера, а если уж взяли и с вами стали разговаривать слишком информированные люди и что-то предлагать, лучше прервать разговор. И не нужно пытаться переиграть мошенников, ругаться с ними или пытаться разозлить. Они могут включить ваш номер телефона в свою схему, переведут по нему средства, и вы автоматически окажетесь участником преступной цепочки. Ведь транзакция будет зафиксирована, и вам придется доказывать, что не участвовали в сговоре. Или разместят ваш номер телефона на сайте бесплатных объявлений, и по нему круглосуточно будут звонить, спрашивая аптеку или сауну. Лучше не рисковать. Иначе придется менять симку.
Еще не советую с неизвестного номера брать трубку сразу. Лучше подождать, когда вам перезвонят еще пару раз. Лично я так и делаю, если не жду звонка. В последнее время мошенники стали звонить реже. Видимо, существует схема — когда абонент набирает отрицательные баллы, его на время оставляют в покое.
Кстати, звонки начинаются, когда на карту поступают деньги: зарплата или любой другой денежный перевод. Поначалу это сильно напрягало, но потом я себе сказал: изменить я ничего не могу, мои средства никуда не деваются, значит, и переживать не стоит.
Им лишь однажды удалось меня сильно напугать, несколько лет тому назад, когда кибермошенничество только раскручивалось и у нас не было достаточно информации. «Служба безопасности» среди ночи сообщила, что мои банковские карты заблокированы, а деньги с них исчезли. Я помчался к банкомату проверять. Убедился, что деньги на месте, с утра пришел в банк, где мне объяснили, что это мошенники.
— С вашими родными были похожие ситуации?
— Да, к счастью, дочь вовремя пришла домой, к тому времени моя жена второй час кряду разговаривала с мошенниками и была уже готова снимать деньги со счета. Дочь сразу позвонила в банк, рассказала, что происходит, и карты заблокировали. Моя супруга до сих пор вспоминает об этой истории с ужасом. Ее запугали так же, как и меня, якобы ее средства переводятся на неизвестные счета.
В таких историях есть и свои плюсы, они как прививка. Второй раз ты уже не дашь себя обмануть. Не пережившему такой стресс человеку трудно объяснить, как все происходит и как нужно себя правильно вести.
— Когда закончится эта «пандемия» и закончится ли она вообще?
— Рано или поздно все заканчивается. Отомрет и этот вид мошенничества, как в свое время исчезли наперсточники. А пока руководители рассылают сотрудникам сообщения, чтобы те не реагировали на письма, присланные от их имени по электронной почте. Сотрудник открывает такое фальшивое письмо от начальника или ректора вуза, а там рекомендация перечислить на счет какую-то сумму. Сегодня аферисты даже на таком уровне умудряются орудовать.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
С начала года в полицию РБ поступило более 6 тыс. сообщений о мошенничестве.
Сумма ущерба — 1 млрд 800 млн рублей.
За сутки иногда аферистам перечисляют до 10 млн рублей.
Автор: Нэдда ПУХАРЕВА, член Общественного совета при МВД по Республике Башкортостан
https://resbash.ru/articles/obshchestvo/2023-10-18/igra-v-rybu-3481020
Общество
18 ОКТЯБРЯ , 21:15
Игра в рыбу
Почему люди верят телефонным жуликам?
Поначалу люди больше верят телефонным аферистам, чем полиции. Приходится убеждать, как в данном случае это делают Ильдар Хаматшин и Надежда Кредышева.
Обращаются ли жертвы обмана за помощью к психологам или психотерапевтам? Вряд ли, большинство из них стыдятся того, что их обманули, считает и.о. декана факультета психологии Уфимского университета науки и технологий, кандидат психологических наук, доцент Владимир ЛИНЕВИЧ.
Судя по количеству обманутых кибераферистами россиян, может, уже пора создать группу психологов, которые работали бы с этой категорией людей?
Об этом и многом другом мы поговорили с гостем нашей редакции.
Выйти из зоны дискомфорта
— Владимир Леонтьевич, в чем может заключаться такая помощь жертвам мошенников?
— В нормализации психологического самочувствия, чтобы человек перестал горевать. Ведь ему очень плохо, он винит себя во всем произошедшем, но никуда за психологической помощью не обращается. Необходимо вывести его из деструктивных состояний: тревоги, ощущения беспомощности. Вообще, любая жертва нуждается в психотерапевтической помощи. Эта категория людей очень большая, реальную цифру мы не знаем, так как не все обращаются в полицию.
Конечно, на данный момент их больше заботят финансовые проблемы. А о том, что из-за переживаний они еще гробят свое здоровье, мало кто задумывается. К сожалению.
— Насколько серьезна психологическая травма, которую получают жертвы аферистов?
— Все индивидуально и зависит от возраста и предыдущего опыта. Если человек уже получал подобную травму и справился с ней, неважно, сам или с чьей-то помощью — это плюс. Если с ним такое приключилось впервые, скорее всего, последствия будут намного серьезнее и помощь будет ему нужна совершенно точно, в том числе психотерапевтическая или психологическая, если он не хочет обращаться к психиатрам. Все будет зависеть от состояния, до которого он дойдет, — это депрессия, мысли о суициде, разочарование в жизни, отрицание всех и вся.
— Появился новый вид мошенничества, когда человека заставляют совершить те-ракт под предлогом, что ему вернут деньги, которые он отправил аферистам. Здесь используются новые методы или схема та же, только цели другие?
— Схема немного другая. Человек надеялся, что государство ему сразу вернет деньги, но расследование почему-то затягивается, полиция не уделяет того внимания, на которое он рассчитывал. Возникает чувство досады, ему кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. А тут звонит неизвестный и предлагает вариант: совершить противоправное действие в обмен на деньги.
Жертва рассуждает: «Почему нет, раз никто не хочет мне помочь? Хуже уже не будет». Так рассуждают чаще всего пенсионеры, которые не получают поддержку от родных. Им и так тошно, а домашние их еще пилят, мол, совсем старик из ума выжил, мошенникам такую сумму перечислил.
Клюнет, не клюнет
— Почему жертвы мошенников ведут себя агрессивно, когда их пытаются остановить? Что с ними происходит?
— Это обусловлено измененным психологическим состоянием из-за избыточного информационного давления, которое на них оказывают мошенники. Поэтому человек не способен критично оценивать ситуацию и совершает не свойственные ему действия. Ему специально постоянно что-то бубнят в телефонную трубку, перегружают мозг и мешают адекватно оценивать происходящее. Пугая при этом, что все вокруг враги.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов индивидуальные особенности каждого из нас. К счастью, не все подвержены такому воздействию. Иначе жертв было бы гораздо больше. Кто-то почувствовал подвох, кому-то родственники помогли очнуться от наваждения. Не останавливается тот, кто уже находится в аффективной стадии, на пике этой телефонной игры, в которую его втянули мошенники.
— Получается, внушаемый человек изначально потенциальная жертва?
— По статистике, 25 процентов людей можно считать внушаемыми, 25 процентов трудно ввести в транс (если говорить о классическом гипнозе), и с ними придется очень сильно постараться. Остальные 50 процентов бывают внушаемы в силу обстоятельств.
Все будет зависеть от того, что человеку предложат и насколько это совпадает с его интересами. Если вас позовут участвовать в лотерее, вы согласитесь? Нет. А если кто-то сообщит, что у вашего знакомого обнаружили онкологию, и попросит перевести деньги, тоже откажетесь?
— Только если этот знакомый лично мне расскажет о своей беде.
— Многое зависит от профессии, от уровня знаний, которыми мы обладаем. Нам ежедневно рассказывают, как обманывают людей, и мы становимся осторожными. Однако некоторые думают: ну, меня это точно не коснется. Вот как раз они-то и попадаются.
Аферисты в процессе разговора нащупывают чувствительную тему для жертвы. Могут быть разные варианты, нацеленные на разные категории людей. Каждый телефонный мошенник работает по определенной схеме и по предоставленной ему базе. Сработало — хорошо, нет — он будет обзванивать других, пока кто-то из абонентов не «клюнет». Как на рыбалке, простите за сравнение.
Джеймс Бонд или попугай?
— Потерпевшие считают, что телефонные мошенники — суперпрофессионалы, чуть ли не с удостоверением сотрудника западных спецслужб в кармане, эдакие джеймсы бонды…
— Думаю, у каждого есть определенный сценарий, по которому он работает. Скорее всего, в напечатанном виде с вариантами вопросов и ответов, которые он, как попугай, повторяет. И план по количеству абонентов. Понятно, что они получают зарплату в зависимости от суммы, которую удалось выудить. Если телефонный аферист будет неэффективен, его заменят. Так что весь их суперпрофессионализм заключается в наработанных навыках. Только и всего.
— Что должно насторожить в разговоре с неизвестным? Ведь не всегда можно не брать трубку.
— Первое — незнакомец слишком информирован о вас. Зачастую именно это вызывает испуг и вынуждает продолжать разговор. Второе — нехарактерные вопросы и предложения. Ни один сотрудник банка или правоохранительных органов не станет предлагать снять деньги, взять кредит, перевести средства на какие-то счета, принять участие в спецоперации или помочь поймать преступника. Они вообще не звонят гражданам, а если и звонят, то приглашают на прием с паспортом и разговаривают с человеком лично у себя в кабинете.
Самый верный способ избежать неприятностей — не брать трубку, если вам звонят с незнакомого номера, а если уж взяли и с вами стали разговаривать слишком информированные люди и что-то предлагать, лучше прервать разговор. И не нужно пытаться переиграть мошенников, ругаться с ними или пытаться разозлить. Они могут включить ваш номер телефона в свою схему, переведут по нему средства, и вы автоматически окажетесь участником преступной цепочки. Ведь транзакция будет зафиксирована, и вам придется доказывать, что не участвовали в сговоре. Или разместят ваш номер телефона на сайте бесплатных объявлений, и по нему круглосуточно будут звонить, спрашивая аптеку или сауну. Лучше не рисковать. Иначе придется менять симку.
Еще не советую с неизвестного номера брать трубку сразу. Лучше подождать, когда вам перезвонят еще пару раз. Лично я так и делаю, если не жду звонка. В последнее время мошенники стали звонить реже. Видимо, существует схема — когда абонент набирает отрицательные баллы, его на время оставляют в покое.
Кстати, звонки начинаются, когда на карту поступают деньги: зарплата или любой другой денежный перевод. Поначалу это сильно напрягало, но потом я себе сказал: изменить я ничего не могу, мои средства никуда не деваются, значит, и переживать не стоит.
Им лишь однажды удалось меня сильно напугать, несколько лет тому назад, когда кибермошенничество только раскручивалось и у нас не было достаточно информации. «Служба безопасности» среди ночи сообщила, что мои банковские карты заблокированы, а деньги с них исчезли. Я помчался к банкомату проверять. Убедился, что деньги на месте, с утра пришел в банк, где мне объяснили, что это мошенники.
— С вашими родными были похожие ситуации?
— Да, к счастью, дочь вовремя пришла домой, к тому времени моя жена второй час кряду разговаривала с мошенниками и была уже готова снимать деньги со счета. Дочь сразу позвонила в банк, рассказала, что происходит, и карты заблокировали. Моя супруга до сих пор вспоминает об этой истории с ужасом. Ее запугали так же, как и меня, якобы ее средства переводятся на неизвестные счета.
В таких историях есть и свои плюсы, они как прививка. Второй раз ты уже не дашь себя обмануть. Не пережившему такой стресс человеку трудно объяснить, как все происходит и как нужно себя правильно вести.
— Когда закончится эта «пандемия» и закончится ли она вообще?
— Рано или поздно все заканчивается. Отомрет и этот вид мошенничества, как в свое время исчезли наперсточники. А пока руководители рассылают сотрудникам сообщения, чтобы те не реагировали на письма, присланные от их имени по электронной почте. Сотрудник открывает такое фальшивое письмо от начальника или ректора вуза, а там рекомендация перечислить на счет какую-то сумму. Сегодня аферисты даже на таком уровне умудряются орудовать.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
С начала года в полицию РБ поступило более 6 тыс. сообщений о мошенничестве.
Сумма ущерба — 1 млрд 800 млн рублей.
За сутки иногда аферистам перечисляют до 10 млн рублей.
Автор: Нэдда ПУХАРЕВА, член Общественного совета при МВД по Республике Башкортостан
https://resbash.ru/articles/obshchestvo/2023-10-18/igra-v-rybu-3481020