Бороться с мошенничеством сообща

10:30 07.06.2024

На днях в администрации города Нефтекамска состоялось совещание межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Начальник Отдела МВД России по г. Нефтекамску Радик Насыров доложил о состоянии преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на текущий период. Данные за отчётный период по г. Нефтекамску впечатляют, только в этом году было зарегистрировано 945 (на 137 больше, чем в прошлом году) преступлений, из которых 55,7% - преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе 201 случай мошенничества, или 38% от общего числа зарегистрированных преступлений в сфере ИТТ, 78 краж денежных средств с банковских карт граждан, 34 случая взлома аккаунта и получения доступа к личным данным или 6,5% от общего числа зарегистрированных преступлений в сфере ИТТ. Общий ущерб, нанесённый населению города за пять месяцев текущего года, составил более 73 миллионов рублей. Хотелось бы обратить внимание, что это сумма ущерба только зарегистрированных случаев, а сколько пострадавших, которые не стали обращаться в полицию?!
Наибольшее количество преступлений совершаются под видом сотрудников банков, когда злоумышленники вводят в заблуждение о якобы несанкционированном списании денег с банковской карты или оформлении кредитов, затем предлагают перевести деньги на «безопасный» счёт преступников, либо сообщить реквизиты банковской карты и коды подтверждения банковских операций. Также участились случаи звонков мошенников, которые представляются должностными лицами полиции, ФСБ и прокуратуры, работающими якобы в связке с работниками банков. Ещё один убедительный предлог мошенничества, который начал использоваться с конца прошлого года, это случаи, когда мошенник звонит и, представляясь сотрудником сервиса «Госуслуг» либо Многофункционального центра, просит получить заказное письмо, но для этого необходимо назвать код подтверждения из СМС-сообщения. На самом же деле оказывается, что СМС приходит не для получения письма, а для доступа либо к личному кабинету на сервисе «Госуслуги», либо к личному кабинету Мобильного банка. Таким образом, допустив мошенника к любому своему личному кабинету в считанные минуты можно стать обладателем большого потребительского кредита, который без ведома потерпевшего уйдёт на сторонние счета.
Вводя в заблуждение своих жертв в оказании помощи в поимке преступников, либо угрожая уголовной ответственностью о якобы совершённых переводах со счетов потерпевших за пределы Российской Федерации, мошенники убеждают граждан переводить свои сбережения, а нередко и заёмные средства на якобы безопасные счета, которые фактически похищаются.
Проблемы мошенничества обсуждаются не первый год как в средствах массовой информации, так и при проведении полицейскими разъяснительной беседы на встречах с трудовыми коллективами, по месту жительства граждан. В целях недопущения подобных случаев информация об очередных случаях мошенничества рассылается через домовые и родительские чаты. Однако количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, не уменьшается.
Одни из самых популярных видов мошенничеств, которые осуществляются посредством сети Интернет, это взлом аккаунтов на сайте «Госуслуги» и в соцсетях (34 случая), под предлогом заработка на инвестициях (26 случаев), внесения предоплаты за товары во «ВКонтакте», «Юла», «Авито» (30 случаев), внесения предоплаты за поездки на сервисах «Бла-бла-кар», «ВКонтакте (9 случаев).
Мошенничества с использованием сотовой связи происходят по схеме «ваш родственник попал в ДТП», под видом сотрудников служб безопасности банка, под предлогом оформления кредита мошенниками, продления договора обслуживания сотовой связи (МТС), оказания интим услуг, блокирования номера телефона, возврата денежных средств, потраченных на покупку некачественных биологических активных добавок.
Имеют место быть и такие случаи, когда под предлогом возврата денежных средств мошенники склоняют граждан к противоправным действиям: поджогу различных учреждений и предприятий, включая стратегически важные объекты инфраструктуры, сбыту наркотиков, путём размещения закладок.
Чаще всего от преступлений, совершаемых с использованием IT-технгологий, страдают пенсионеры и неработающие граждане, люди с невысокими доходами, работники бюджетных организаций. Как отметил Радик Рафаилович, практически в каждой организации Нефтекамска есть как минимум один работник, пострадавший от действий мошенников.
- Принцип всех мошенничеств один: если у вас спрашивают какой-либо код – это мошенничество. Не зря в сообщениях, где указывается код, пишут: «Не сообщайте этот код никому, даже работникам банка», - обратил внимание присутствующих начальник Отдела МВД России по г. Нефтекамск
Особый акцент на совещании был сделан на проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждениях. Присутствующие на встрече руководители образовательных организаций доложили о тех случаях мошенничеств, которые произошли с их работниками. Один из них произошёл совсем недавно.  17 мая учительница одной из школ города оформила кредит и перевела более одного миллиона рублей мошенникам, которые представились сотрудниками ФСБ. При этом за две недели до случившегося сама пересылала родителям школьников информацию о случаях мошенничества. Подобный случай – не единичный, который произошёл с сотрудниками образовательных учреждений. В некоторых случаях удаётся избежать списания денежных средств, как это произошло с сотрудницей Дворца творчества детей и молодёжи благодаря бдительности директора, но чаще всего в результате общения с мошенниками граждане остаются с большими долгами.
Глава администрации Нефтекамска Эльдар Валидов призвал подключиться к решению проблемы всех руководителей и сотрудников организаций, проводить профилактические и индивидуальные беседы с потерпевшими и теми, кто состоит в группе риска, выяснять причины, по которым они подверглись воздействию мошенников, и по возможности их устранять. Начальник управления образования Рустам Уразаев рассказал о проведённой профилактической работе с участием школьников, в рамках которой они создавали видеоролики, где показывали случаи мошенничества с детьми. Такие ролики транслируются в социальных сетях и местах общественного пользования. В период выпускных экзаменов участились случаи мошенничества, когда через Телеграмм-канал школьникам предлагают приобрести ответы на экзаменационные задания в ЕГЭ. После произведённой оплаты незадолго до экзамена ответы и вправду высылаются, но не соответствуют действительности. Родителям школьников поступают звонки о том, что их дети были замечены на экзаменах со шпаргалками, и скрыть данных факт якобы можно за определённую плату. Изобретательности мошенников нет границ.
Предупреждения о мошенничествах можно увидеть и на рекламных баннерах, в городском радио, в планах подключить к профилактической работе коммунальные службы и садово-некмоммерческие товарищества, чтобы охваченными были и группы людей пенсионного возраста. Работы предстоит много, злоумышленники также не сидят на месте, регулярно продумывая новые виды мошенничеств, но все они будут безуспешными, если каждый проявит бдительность и при подозрительном разговоре с неизвестными просто положит трубку и прекратит с ним общение в социальных сетях.
Юлия Щелчкова, газета «Красное знамя» г. Нефтекамск