Наша служба и опасна, и трудна

08:00 10.11.2023

Репортаж о работе патрульно-постовой службы полиции Нефтекамска корреспондента газеты «Красное знамя».
В Нефтекамске служат около 150 сотрудников отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции. Их работа одна из самых непредсказуемых и опасных. Никогда не знаешь, что произойдёт на дежурстве. За 12 часов смены в будний день в среднем полицейские сталкиваются с несколькими десятками правонарушений. В основном это мелкое хулиганство, нахождение граждан в нетрезвом виде, громкая музыка из соседней квартиры, бытовые ссоры. Но случаются и убийства, кражи и дебоши. Полицейские патрулируют город пешком и на машине. На дежурство с одним из автоэкипажей мы и отправились.
Смена Дениса Даниева и Ильнура Набиуллина начинается в восемь вечера. Но на работу напарники приходят намного раньше. Нужно получить табельное оружие, пройти инструктаж, узнать о том, какие операции проходят в данный момент на территории города и получить ориентировки на преступников. Передвигаются полицейские на служебном УАЗе. Их зона ответственности – район «Авалон». Но это вовсе не значит, что полицейские всю ночь пробудут именно там. Вызовы поступают с разных концов Нефтекамска, едут на них самые ближайшие экипажи. А если ЧП серьёзное, на подмогу отправляются сразу несколько патрулей.
Старший лейтенант Даниев в полиции больше десяти лет. Всё это время он служит в ППС. О переходе в другой отдел даже не задумывался. «На мой взгляд, ППС – уникальная служба, у нас очень широкий профиль. Например, выполняем те же обязанности что и участковые – выезжаем на бытовые скандалы, драки, поножовщину, просто шумное поведение. Или идём по горячим следам преступников, как следователи. Наравне с сотрудниками ГИБДД можем остановить подозрительного водителя, начать погоню. Часто имеем дело с правонарушителями-детьми, также, как и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Задерживаем во время патрулирования «закладчиков» - вот вам и отдел по борьбе с наркотиками. И на месте спасателей оказываемся. Однажды ещё до приезда МЧС поднялись по аварийной лестнице в квартиру многоэтажки. Маленький ребёнок запер дверь и не мог впустить взрослых, которые ненадолго отлучились. А как-то раз отговорили девушку от суицида. Она собиралась прыгать с балкона своей квартиры, но мы с ней поговорили, успокоили, остались с ней до приезда медиков», - вспоминает старший лейтенант.
Рассказ Дениса прерывает сообщение по рации. С начала смены прошло не больше получаса, и вот он первый вызов. В дежурную часть следует доставить родителей одного из только что задержанных несовершеннолетних. Едем по адресу, забираем из дома растерянную женщину. Как оказалось, её сын вместе с друзьями украл из супермаркета конфеты и анчоусы.
Приезжаем в Отдел. Там с детьми уже проводят беседу. «Из-за такой мелочи – украли-то товаров рублей на 100, ломают себе будущее. Скорее всего, теперь их поставят на учёт. Вообще, таких случаев по городу много. Воруют все: и дети, и взрослые, и пенсионеры. Большинство не может толком объяснить, зачем они это делают. Вроде бы деньги есть, просто чего-то не хватает, может, адреналина хочется. Хотя ущерб нанесён и небольшой, но наказывать надо и за это. Нельзя, чтобы нарушитель не понёс ответственность. Это может привести к повторному правонарушению», - считает Денис.
С воришками разобрались, отправляемся дальше. По пути спрашиваю полицейских: среднестатистический преступник – он какой? «Как правило, это мужчина лет 35-ти. Официально нигде не работающий, перебивающийся случайными заработками. И конечно, в момент совершения правонарушения, нетрезвый. Вообще появление в общественном месте в нетрезвом виде – самое распространённое правонарушение», - отвечает Денис.
Слова старшего лейтенанта подтверждают его подчинённые. Во время дежурства Денис и его напарник Ильнур объезжают стационарные полицейские пункты, в народе – «стаканчики». Денис осматривает внешний вид сотрудников, их экипировку и выслушивает отчёты о происшествиях. Его тёзка, сержант Фазылханов докладывает: пока составлен только один протокол, нетрезвый гражданин будет представлен к административной ответственности. «Мужчина отреагировал спокойно, вину признал. Но есть и такие, которые в момент задержания находятся, мягко говоря, не в себе. Не контролируют своё поведение, не осознают происходящее. Мы всё фиксируем на видео. Потом, когда нарушители трезвеют, смотрят на кадры удивляются: и как я так мог? Ничего не помнят.
Одна из главных наших задач – не просто задерживать тех, кто уже нарушил закон, а заниматься профилактикой, не допускать правонарушений вообще. В городе много точек продажи алкоголя в ночное время – круглосуточные кафе и бары. Стараемся хотя бы раз зайти в каждую из них, показать, что полиция здесь, полиция бдит. Считаем, что многие несколько раз подумают, прежде чем, сказать чего-нибудь лишнего или все-таки полезть в драку. Проблем ведь никому не хочется», - говорит сержант.
Покидаем СПП и отправляемся на следующий вызов. В одном из домов по улице Ленина женщина пожаловалась на шумных соседей. «Сюда приезжаем не в первый раз. Не самый благополучный дом. В подъезде грязно, мусор до контейнеров не доносят, накурено, запах соответствующий. Сейчас сами всё увидите», - говорит Денис. Атмосфера действительно полностью соответствует описанию. Из-за двери одной из квартир доносятся крики. Их мы слышим ещё поднимаясь на нужный этаж по лестнице. Навстречу сотрудникам выходят несколько женщин. «Семья заселилась в начале месяца. Постоянно пьют. Ладно бы тихо сидели, их дело. Но ведь они нам спать не дают, а нам на работу с утра вставать. Замечание делаешь – огрызаются, еще громче начинают кричать», - рассказывает одна из жиличек. Полицейские стучатся, но им не открывают, правда, становится заметно тише. Через некоторое время дебоширы все же пускают ППС к себе. Находиться в комнате дольше нескольких минут кажется невозможным – чувствуется, что здесь пьют часто и помногу. Ильнур занимается нетрезвой парочкой, а Денис отправляется расспрашивать соседей. Поговорив с несколькими жильцами, он составляет протоколы. Оказалось, что нарушители покоя не владеют квартирой, а только снимают её. Поэтому штраф придётся оплатить хозяйке-арендодателю. Проходит примерно полчаса, за это время хулиганы успокаиваются и обещают больше не нарушать тишину. Спрашиваю: можно ли верить их словам? Денис качает головой: «Скорее всего, мы сегодня сюда ещё вернемся. Обычно такие люди ненадолго успокаиваются, а потом начинают что-нибудь друг другу припоминать, еще больше пить. С такими соседями, конечно, тяжело. Для того, чтобы выселить хулиганов потребуется много усилий, редко кто доводит дело до конца».
Время одиннадцать вечера. Самые неспокойные часы ещё впереди. «Большинство ЧП случаются в час-два. Заведения закрываются, алкоголь кончается, а людям хочется продолжения банкета. Кто-то доходит до дома и начинает шуметь там, включает музыку на всю громкость или хватается за нож, а кто-то дебоширит прямо на улице, пристаёт к прохожим. На месте этих прохожих может оказаться кто угодно, в том числе и мы с вами, и наши близкие. Будем пресекать», - обещает Денис.
Кстати, о близких: у Дениса жена и дети. Они уже привыкли к тому, что папа уходит на всю ночь, а на следующий день отсыпается. График его работы – 2/2. Времени на семью остаётся не так много, но Денис старается проводить с ней каждую свободную минуту. «Семья с пониманием относится к работе. Такая у нас служба. Мой отец сам был сотрудником ППС, я брал пример с него. Хочу ли я, чтобы и мои дети пошли в полицию? Я не против, у них есть интерес, они много вопросов задают о службе. Но, как и у всех детей, интересы меняются чуть ли не каждый день. Так что посмотрим.
Дети вообще любят полицейских. Нас часто зовут в детские сады и школы рассказать о правилах поведения. Приезжаем на служебной машине, ребята сразу садятся за руль, начинают сигналить, им всё интересно. Вообще я заметил, что полицию не любят те, кому есть что скрывать. Законопослушные граждане, наоборот, спокойно подходят к тем же патрульным с самыми разными просьбами, даже просто дорогу показать, проверить документы у подозрительного человека. Жители говорят, что без нас на улице был бы хаос», - говорит Денис. И с этим трудно не согласиться.
Карина Анисимова, корреспондент газеты «Красное знамя», г. Нефтекамск