Служат людям лохматые сыщики

16:00 10.11.2023

В ОМВД по Октябрьскому среди круглосуточных стражей правопорядка  - девять собак
Будни полиции
В кинологической службе — немецкие овчарки и лабрадоры. Верность не единственное качество хвостатых нюхачей и сыщиков. Служебные собаки умные, проницательные и, самое главное, — ответственные. Ведь их помощь может понадобиться в любое время дня и ночи.
Старший инспектор‑кинолог Данил Валиуллин знает о собаках если и не всё, то почти всё. До перевода в этот отдел полиции Данил Рафисович 10 лет работал в уголовном розыске. В кинологическую службу майора по его желанию перевели восемь лет назад.
— У нашей службы несколько профилей работы, но основной — это розыск. Нас вызывают туда, где необходимо, как говорится, взять след — на место преступления, поиск преступника и его задержание. Например, поступил звонок о заминировании здания. Вместе с представителями других служб выезжаем и мы. Также и с поиском наркотических веществ, кражами и другими видами преступлений, — сквозь лай удаётся разобрать слова полицейского.
Собак содержат в вольерах. Кормят их полнорационным сухим кормом. Вкусняшки, без которых в дрессировке не обойтись, кинологи покупают сами, уже зная предпочтения четвероногих напарников.
Животных в отделы полиции распределяет Центральная кинологическая служба МВД по РБ. К выполнению обязанностей собаки приступают, как правило, в шестимесячном возрасте.
Отбор серьёзный: ежегодно животные проходят 12 тестов. Физическая выносливость, острый нюх, стабильное психоэмоциональное состояние — не единственные критерии, по которым собак отбирают на службу.
У каждой собаки своё направление. Кто‑то специализируется на поиске наркотиков, как Мон Амур, кто‑то спец по взрывчатке, как Скай, а кого‑то называют следовой собакой, как Джуну. Кстати, однажды Джуна от помещения, где была совершена кража, около полутора километров вела полицейских к калитке одного из частных домов. В доме полицейские обнаружили преступника и с привлечением другой служебной собаки нашли наркотики.
Скай неоднократно находил взрывчатые вещества и патроны. Один из случаев — мужчина сообщил полиции о нападении на него незнакомых людей. При осмотре дома якобы пострадавшего Скай привёл кинологов к тайнику — мужчина скрывал ружьё. Оказалось, в состоянии алкогольного опьянения он хотел покончить с собой, однако, решил обыграть это как покушение на его жизнь и здоровье со стороны недоброжелателей. Ружьё было не зарегистрировано.
— Помню, как на улице Королёва, 15, удалось поймать вора по горячим следам, — вспоминает младший инспектор‑кинолог, старшина Филюс Габдрахманов. — Поступило сообщение о краже в квартире. Похищенные вещи нашли почти сразу, преступник спрятал их на девятом этаже за лифтовой шахтой. Пока мы были в подъезде, туда зашёл мужчина. Он увидел полицию, растерялся, а наша собака (сейчас, к сожалению, она уже не служит) указала на него. Во время следствия удалось выяснить: это и есть преступник. Мужчина спрятал украденное, намереваясь вернуться.
— А как вы понимаете, что это и есть преступник? Как собака сообщает об этом? — понимая наивность вопроса, всё же спрашиваю кинологов.
— Она или ложится, или садится. Не бросается, как думают многие. Адекватная собака накинется на человека только в том случае, если поступит такая команда, — говорит Данил Валиуллин.
Полицейские тут же продемонстрировали, как это происходит. В их арсенале специальная одежда: огромные ватные штаны, бушлат и специальный рукав. Собака может не реагировать на человека, пока не поступит команда.
— Здоровая психика — важная особенность любой служебной собаки, — говорит Филюс Габдрахманов. — Тренировки мы проводим не только на площадке, но и в городских условиях. Собаки должны быть социализированы, адекватно реагировать на людей.
И действительно, погладить служебную собаку удалось без проблем. Ни рыков, ни агрессии, скорее наоборот: с виду волкодавы, на деле — по‑доброму виляют хвостами.
Кстати, выгуливают их по несколько часов, иногда поодиночке, чаще — компаниями. Собаки по‑разному реагируют друг на друга. Как и у людей, есть свои симпатии, говорят кинологи. Скай, Мон Амур, Акбарс, Альма, Дэмми, Джуна могут гулять толпой. Барон выходит на прогулку только с Деми и Джуной… Не все животные сходятся характерами.
Полицейские убеждены, обучить можно любую собаку независимо от возраста и породы. Исправить поведение питомца удаётся только за счёт длительных тренировок и терпения хозяина. Кинологи признаются, что к ним нередко обращаются за помощью владельцы собак.
— Собаки очень умные, и они прекрасно улавливают настроение и отношение человека, — говорит Данил Валиуллин. — Их нужно любить, иначе работать слаженно не получится. Кинологическая служба — это четыре инспектора и два сотрудника ППС. В наши обязанности входят уход за собаками и их дрессировка, кормление, уборка вольеров.
У каждой собаки есть свой вет­паспорт, животные регулярно проходят плановые вакцинацию и осмотр ветеринаром, с которым служба работает на контрактной основе.
Собаки служат в полиции до восьмилетнего возраста. В некоторых случаях удаётся продлить срок службы ещё на год. Затем животное отправляют… на пенсию.
— Сейчас есть возможность передать служебных собак гражданским лицам, — говорит Данил Валиуллин. — Как правило, спрос на таких собак высокий. Они дрессированные, их поведение не нуждается в коррекции.
Кстати, у кинологической службы много наград за участие в ведомственных конкурсах. Но эти дипломы больше греют души самих кинологов, нежели их подопечных, для которых лучшая благодарность за хорошую службу — лакомство и ласковое слово.
Автор Анастасия Нигматуллина, газета «Октябрьский нефтяник», г. Октябрьский
Фото Виктора Лушкина