Человек слова и дела

12:00 05.10.2023

К 105-летию со Дня образования службы уголовного розыска.
— Женя, сегодня снова допоздна? — скорее для проформы спрашивает молодая женщина своего супруга.
— Не знаю, — следует короткий ответ.
И это чистая правда, потому что он — оперуполномоченный отдела уголовного розыска белорецкой милиции и никогда не знает, как сложится его день, во сколько он вернётся домой и не придётся ли заночевать прямо в рабочем кабинете.
Его жена Айгуль всё понимает, ведь она и сама служит в милиции, правда, в следственном подразделении. Никаких упрёков и недопонимания, служба есть служба. Главное — договориться, кто вечером заберёт дочек из детского сада.
Герой публикации — подполковник милиции в отставке Евгений Викторович Логвин. Он родился 57 лет назад в семье рабочего и педагога. После окончания школы юноша поступил в Белорецкий металлургический колледж и с отличием закончил его. Затем он прошёл службу в армии и решил связать свою судьбу с военным делом, поступив в Тольяттинское высшее военное командно-инженерное строительное училище. Однако, в 1992 году в связи с сокращением вооружённых сил Евгению Викторовичу пришлось уволиться. В звании старшего лейтенанта он пришёл устраиваться на службу в уголовный розыск.
Сначала наряду с другими сотрудниками он отвечал за пресечение преступлений среди несовершеннолетних. Одно из первых раскрытых преступлений — кража кошелька с деньгами у завуча в вечерней школе. Прибывшие милиционеры выяснили, что сумка с кошельком находилась в учительской, которая никогда не запиралась на ключ. Учащиеся — сплошь знакомые лица, почти все подучётники. Во время урока никто из классов не выходил. Это сейчас во всех учебных заведениях установлены видеокамеры и найти злоумышленника не составляет труда, а в то время сыщики работали с информацией, добытой исключительно оперативным путём. Казалось бы, тупик. Вскоре выяснилось, что один подросток опоздал на занятия, заглянул в класс, но заходить не стал, а решил прогуляться по коридорам. В открытой учительской он залез в сумку завуча, вытащил кошелёк и собирался отправиться тратить деньги. Тут ему на пороге встретился незнакомый парень, который заподозрил неладное. Юнцу пришлось сознаться и разделить со свидетелем добычу. После задержания воришки дали признательные показания, часть денег удалось изъять.
В трудные для всей страны 90-е начинает цвести пышным цветом преступность, связанная с наркотиками. Наркопотребители из-за нехватки денег на очередную дозу идут на разбои, грабежи, квартирные кражи. Над всеми этими антиобщественными преступлениями слаженно работал отдел уголовного розыска.
По словам, Евгения Логвина, в то время коллектив был профессиональный, боевой, опытный, спортивный. Коллеги Александр Мирошников, Александр Борисков, Зиннат Аккучуков, Урал Аккучуков помогали в любых вопросах, и такие отношения были взаимными.
Со временем преступный мир менялся, члены криминальной среды «умнели», находили способы быть на шаг впереди закона. Например, как-то до белорецких сыщиков дошла информация, что в округе появился сбытчик марихуаны отменного качества. Милиционеры наведались к нему домой, но в жилище нашли лишь какие-то крохи. По слухам, у подозреваемого должна была быть целая плантация запрещённого растения, но таковой нигде не оказалось. На резонный вопрос «А где остальное?» мужчина повёл оперативников в сарай и там показал какие-то ёлки выше человеческого роста с толстыми стволами. Хозяин пояснил, что это и есть конопля, которую он выращивает по особой технологии, экспериментируя с селекцией. Чудо-растения «агроном» добровольно выдал сотрудникам милиции.
Были и другие интересные находки. Однажды Евгению Викторовичу довелось участвовать в изъятии необычного оружия — маузера, но слишком уж маленького размера. Показали пистолет эксперту-криминалисту, тот сверился со своим справочником, не нашёл там описания подобного оружия и предположил, что это самоделка. Милиционеров смущал лишь имеющийся оттиск «Императорский Тульский оружейный завод, 1913 год». Вещь заводская! Через два дня эксперт сообщил, что выяснил происхождение маузера. Оказалось, изъятое — это редкий экземпляр, пистолет морских офицеров времён Первой мировой войны, произведённый совместно компанией Сэмюэля Кольта и тульских оружейников.
Вообще в то время в Белоречье было много оружия, особенно в посёлке Тирлян. Причин на то было несколько. Долгое время после Великой Отечественной войны в мартеновский цех Белорецкого металлургического завода на переплавку свозили оружие. Тогда по железнодорожным путям перевозили тонны боеприпасов. Были смельчаки, которые залезали в состав и пытались что-нибудь добыть себе. Сопровождающие опасный груз в воришек стреляли, но только не в детей. В пятидесятые годы многие пацаны напоминали партизан: они ходили обвешанные настоящим оружием.
А в августе 1994 года произошла катастрофа, сыгравшая роль в распространении разнообразного оружия среди населения. Из-за прорыва плотины Тирлянского пруда случилось страшное наводнение, унесшее жизни 29 человек. Евгений Логвин принимал участие в ликвидации последствий катастрофы и заметил, что сельские мальчишки хвалятся друг перед другом гранатами Ф-1. Начали выяснять, что к чему и узнали, что семиметровый поток воды, обрушившийся на жилые дом, оголил дно пруда, а там оказалось много оружия и боеприпасов. Милиционеры нашли машиниста, который некогда управлял составом, перевозящим орудия на уничтожение. По его словам, инструкция требовала перед переплавкой боеприпасы обезвреживать, но это было дорого и сложно, поэтому решили просто скинуть взрывоопасные предметы в пруд и засыпать камнями. Кто же знал, что через много лет потоки воды унесут с собой щебёнку, обнажив опасное «хранилище».
В 1998 году Евгений Логвин перевёлся в отделение Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД по Республике Башкортостан по восточному региону с дислокацией в городе Белорецке. Здесь он проработал на разных должностях до самой отставки.
В 2008 году Евгений Викторович был командирован в Ингушетию в составе временной оперативной группы. Однажды вместе с коллегами он по сигналу тревоги выехал для деблокировки блокпоста, на который напали боевики и вели непрерывный обстрел. Задание было выполнено, но какой ценой! Тринадцать человек получили ранения, в том числе и Логвин. Его перелом руки давно зажил, а вот 44 осколка, засевших в теле, дают о себе знать до сих пор.
В 2011 году подполковник милиции Евгений Викторович ушёл на заслуженный отдых с должности старшего оперуполномоченного ОРЧ № 6 центрального подчинения (УБОП в 2006 году был ликвидирован). За годы службы он много раз поощрялся ведомственными наградами, знаками отличия, медалями. За успешное выполнение специальных заданий на территории Северо-Кавказского региона он награждён Орденом Мужества.
В настоящее время Евгений Викторович продолжает работать «на гражданке», причём много лет на одном месте. Как говорит бывший сыщик (хотя бывают ли они бывшими?), он вообще не привык менять однажды принятое взвешенное решение и поэтому ни разу не пожалел о том, что когда-то пришёл в уголовный розыск.
— Я всегда придерживался правила быть честным с людьми. Если не сдержишь данное слово, то разве потом тебе будут верить? Нужно быть человеком слова и дела — рассуждает герой публикации.
Этот жизненный урок Евгений Викторович вместе со своей супругой Айгуль Галимовной преподаёт своим уже взрослым дочерям.
Прошли годы опасной службы, ненормированного рабочего дня. По привычке утром спросит жена: «Во сколько ждать?» и с облегчением вздохнёт, услышав ответ: «Как обычно».
Гузель Дронова, Отдел МВД России по Белорецкому району