СМИ О НАС Известия Мордовии: Госавтоинспектор Ксения Несмелова следит за безопасностью на дорогах Саранска

12:00 16.03.2024

Полосатый жезл сигнализирует водителю приближающейся «Шкоды» о необходимости остановиться. Автовладелец подчинятся, съезжает на обочину дороги на проспекте 50 лет Октября.
— Старший инспектор ДПС, старший лейтенант полиции Несмелова, — представляется девушка в форме. – Предъявите документики, пожалуйста.
Водитель протягивает права и техталон. Изучая, инспектор Несмелова задает вопрос: «Как себя чувствуете?»
— Отлично, — заверяет мужчина.
— Василий Петрович, — вновь обращается к хозяину машины сотрудница полиции, — надо бы устранить допущенное нарушение на месте.
— А что я нарушил?
— У вас номера на расстоянии 20 метров не просматриваются.
Водитель беспрекословно подчиняется. Достает из багажника губку, стеклоочистительную жидкость и принимается намывать номерные знаки. Через несколько секунд табличка, можно сказать, идеально чистая, хоть белой салфеткой проверяй. Инспектор возвращает автовладельцу документы и желает доброго пути.
Таких диалогов за рабочую смену у сотрудницы Госавтоинспекции предостаточно. На женщину-инспектора водители реагируют по-разному. В основном позитивно, но бывает всякое.
Накануне 8 Марта журналисты «Известий Мордовии» дежурили вместе с дорожным патрулем, в составе которого инспектор Ксения Несмелова.
«Патруль выехал!»
Вторник. К патрулирующим дороги госавтоинспекторам мы присоединяемся во второй половине дня.
«Патруль выехал на ДТП на перекрестке улиц Невского и Кирова», — получаем информацию из дежурной части и мчимся туда. Новенький Haval с мигающими красно-синими маячками – на проезжей части. Героиня нашего репортажа старший лейтенант Ксения Несмелова и ее напарник Александр Наумкин общаются с водителями попавших в ДТП машин. Диалог завершается довольно быстро, автомобили разъезжаются.
— Давайте в патрульку, — командуют нам полицейские, мы прыгаем в кроссовер. Едем.
— «Киа» догнала «Ниву», — объясняет Ксения. – Механические повреждения, мы такие ДТП не оформляем. Наша задача объяснить водителям, что делать — оформлять европротокол или вызвать аварийных комиссаров.  И как можно быстрее убрать транспорт с проезжей части, чтобы не тормозить движение и не создавать пробки. Направляемся в сторону юго-запада. Маршрут патрулирования у сотрудников ГИБДД в этот день – проспект 50 лет Октября, улицы Гагарина, Ульянова, Энгельса. Работают по маршрутной карточке, в ней по времени расписано, когда нужно работать в «потоке», когда встать на определенном участке. Но в любой момент может быть вызов, это и ДТП, и жалобы жителей, например, на неправильную парковку. За рулем – Александр, Ксюша – на переднем пассажирском. Пока работаем в «потоке», беседуем со старшим лейтенантом Несмеловой.
«Я не знал, что вы девушка!»
В Госавтоинспекцию она пришла шесть лет назад. Погонами, а тем более работой в ГАИ с детства не грезила. Правда, в машинах отлично разбирается с малых лет. Отец занимается ремонтом авто, так получилось, что и дочке его дело стало интересно.
«За руль села, как только 18 лет исполнилось. Мотор перебрать, конечно, не могу, но лампочку установить или колесо поменять — запросто», — говорит Ксения.
Ксюша училась на юридическом факультете, на семейном совете решили, что дочке стоит себя попробовать в Госавтоинспекции. Так и вышло. Почти год Ксения работала в Зубово-Полянском районе, а после первоначального обучения в академии МВД в Нижнем Новгороде перевелась в ГАИ в Саранск.
— Свое первое дежурство помните?
Ксюша улыбается: «Помню, но это было, как во сне. Можно сказать, в форму нарядили, вручили жезл и поставили на дорогу». Конечно, старшие коллеги помогали, обучали, прежде всего, культуре общения с водителями.
— Как водители относятся к женщинам госавтоинспекторам?
— В общем и целом воспринимают нормально. Но встречались такие, кто с женщиной-инспектором общаться наотрез отказывался.  Конечно, сотрудник ГАИ – это в первую очередь полицейский и ему обязаны подчиняться, однако Ксения убеждена, что на пустом месте конфликты создавать не нужно. В таких случаях она приглашает своего напарника, и диалог ведет он. Некоторые мужчины-водители считают, что девушку в форме переспорить проще. Ошибаются.
Старлей Несмелова – крепкий орешек, свое дело знает хорошо, а законодательство – отлично! 
Ксения вспоминает, как однажды остановили пьяного водителя, он пытался убежать. Догнали. Когда увидел, что наручники на него одевает девушка, мягко говоря, был удивлен.
— Девушка? Я не знал, что вы девушка! Простите меня, пожалуйста, — твердил пьяный нарушитель, а потом мечтал сделать селфи с сотрудницей ГАИ.
«Некрасиво получилось»
Перед пешеходным переходом напарник Ксюши – Александр притормаживает. Женщина уже шагнула на «зебру». И в это время, не замечая никого на пути, проскакивает «Логан». Чудом не задевает пешехода. Сотрудник ГАИ ждет, когда пешеход минует проезжую часть и, догоняя нарушителя, останавливает «сигналками».
Легковушка останавливается. За рулем молодой человек, впереди пассажир-девушка. Водитель Сергей протянул документы.
— Почему пешехода не пропустили? – вопрос сотрудника ГАИ.
— Согласен, некрасиво получилось, но я просто не заметил за сугробом, да и заболтали меня, — отвечает Сергей.
Коллеги полицейские идут составлять протокол. А мы общаемся с нарушителем.
— За рулем давно?
— Года три.
— Штрафы часто платить приходится?
— Честно, это будет первый.
В такую водительскую «чистоплотность» верим не сразу, но проверка по базе данных подтверждает, молодой водитель «Рено» ездит аккуратно. Инспектор Несмелова выписывает полторы тысячи рублей – минимальный штраф.
— Как вы относитесь к девушкам инспекторам ГАИ?
— Сегодня впервые остановила девушка… Нормально, вежливая.
«До перехода далеко»
После работы в «потоке» по маршрутной карточке — остановка. Делаем ее в районе магазина «Чайка». Инспектор Несмелова и ее напарник следят за безопасностью, а я все задаю вопросы. Например, про работу на дороге зимой в морозы.
— Теплая форма спасает, — смеется Ксюша. – На самом деле погода – не проблема, главное с утра правильно одежду выбрать.
В огромном потоке машин и пешеходов Ксения Несмелова, кажется, вычисляет очередного нарушителя, который не пропустил пешехода. Тормозит. Легковушка останавливается. Автовладелец начинает не с приветствий, не с раскаяний, а с претензий. Мол, ехал по правилам. Начинают выяснять. В таких спорных ситуациях просматривают записи с видеорегистраторов. Оказалось, водитель проехал, когда пешеход еще не вышел на «зебру». Инцидент исчерпан, автовладельца отпускают.  Спустя минуту по проезжей части вне зоны пешеходного перехода видим пожилую женщину.
«Уважаемые пешеходы! Переходите дорогу только в зоне действия пешеходного перехода», — говорит инспектор по громкоговорителю. Но бабуля успела проскочить и как раз оказалась около госавтоинспекторов.
— До «зебры» далеко! Давайте, выписываете штраф, заплачу, — обиженно говорит женщина.
Штраф выписывать ей, конечно, не стали. Ограничились предупреждением и разъяснением. Но на самом деле таких вот горе-пешеходов на городских дорогах встречается немало. 
«Ребенок в кресле не сидит»
Ксения говорит и про другую группу нарушительниц – мам за рулем, которые возят детей без кресел.  Сколько раз за годы службы приходилось слышать оправданий, что-то вроде: он в кресле не сидит или мне некому помочь, я мать-одиночка и так далее, не перечесть.
— Приходится убеждать, что это нужно для безопасности ребенка. Часто вспоминаю трагедию в зубовополянском районе. Мама держала семимесячного малыша на руках, папа был за рулем. Небольшое ДТП, одна машина задела другую по касательной, но ребенок ударился головой, и травма оказалась смертельной. Был бы в кресле, печальных последствий удалось бы избежать. Поэтому всегда говорю, пусть лучше ребенок в кресле покапризничает, чем не дай Бог в лобовое стекло вылетит.
— На аварии с погибшими часто приходится выезжать?
— Нет, но одно ДТП никогда не забуду. Молодых людей на мотоцикле сбила машина. Мототехникой управлял парень лет 25 лет, сзади находился 16-летний юноша. Основной удар пришелся в его сторону. Когда мы приехали на место, мальчишка был еще жив, но находился в тяжелом состоянии. Рядом лежал его телефон, я нашла мамин номер… Сложно было сообщать о случившемся. А потом, когда родители на место приехали, то пришлось маму оттаскивать от раненого сына. Через два часа в дежурную часть поступило сообщение, что юноша скончался… До сих пор перед глазами этот ребенок. 
У Ксюши на глазах появляются слезы, но она берет себя в руки.
Едем на скрытое ДТП
Напарник Александр напоминает, что по расписанию у них дежурство на опасном участке дороги – в районе бывшего магазина «Юбилейный». Выдвигаемся туда. Но едва успеваем развернуться, как поступает сообщение из дежурной части.
— Скрытое ДТП на Энгельса, 26, на парковке у супермаркета, — сообщают по рации.
Инспекторы Наумкин и Несмелова, вместе с ними и мы, меняем курс. Ехать недалеко, буквально три минуты и мы на месте. У припаркованного кроссовера марки «КИА» — царапина, виновник с места скрылся.
— За продуктами в магазин пошли, выходим, а нам парни из соседней машины говорят, что темная «Mitsubishi» задела наше авто. Водитель уехал, хотя они пытались его остановить, — сетуют молодая хозяйка авто и ее попутчик.
Свидетели, на глазах которых все произошло, тоже дождались стражей порядка. Добросовестные оказались парни, «бегунка» сфотографировать успели, показания давать готовы. Старший инспектор Несмелова по запечатленным на фото номерам в специальной программе находит автомобиль и данные владельца. Его обязательно найдут, за оставлением места аварии ему грозит лишение прав.
Стражи порядка оформляют необходимые документы и спустя время мы покидаем площадку перед торговым центром. В пути Ксения признается, что за годы службы приходилось видеть всякое и даже в погонях участвовать за пьяными нарушителями. Но старшему лейтенанту служить в полиции нравится. И патрулирование дорог и в дождь, и в стужу, и в любой мороз ее совсем не смущают. А те, кто считают, что это не женская работа, глубоко ошибаются. У каждого свое призвание, Ксения Несмелова себя в другой профессии не видит.
Наше дежурство с дорожным патрулем завершилось. У нас новое редакционное задание, а наша героиня и ее напарник Александр спешат… Нет, не ловить нарушителей, а обеспечивать безопасность на дорогах! Именно в этом смысл их непростой, но такой нужной службы!
Ирина Егорова