В МВД по Республике Мордовия прошел брифинг по профилактике дистанционных мошенничеств
12:30 10.09.2024
В пресс-центре МВД по Республике Мордовия прошел брифинг с участием заместителя начальника УУР МВД полковника полиции Петра Францева и эксперта отдела безопасности отделения Национального банка Сергея Смагина. Спикеры в очередной раз напомнили гражданам об основных способах мошенничества.
По словам представителя УУР МВД, только за август более 120 жителей Мордовии перечислили мошенникам свыше 47 миллионов рублей. По-прежнему самым распространенным способом совершения преступлений является хищение денег со счетов граждан. Мошенники продолжают вводить людей в заблуждение, рассказывая им о необходимости продления действия сим-карты и договоров услуг связи, о предотвращении несанкционированного списания сбережений за счет оформления кредитов и последующего перевода денег на резервные ячейки. Достаточно много и тех, кто в надежде заработать легкие и быстрые деньги на электронных торгах по рекомендациям неизвестных переводят их на неизвестные счета, с которых вывести уже не могут. «По статистике среди потерпевших превалируют безработные граждане, пенсионеры, работники промышленности, государственной и муниципальной служб, а также студенты. Всего за 8 месяцев текущего года органами внутренних дел зарегистрировано 1854 заявления о преступлениях совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации».
Петр Францев рассказал не только о распространенных схемах обмана, но и о профилактической работе полиции по недопущению подобных фактов. «Полицейские посещают граждан по месту жительства и работы, раздают памятки, наклеивают информационные листовки на стендах в подъездах, аудиоролики о мошенничествах транслируются в общественном транспорте и в торговых точках, - отметил он. – но, несмотря на это жители республики продолжают верить мошенникам, тем самым лишаясь своих сбережений». Он подчеркнул, что мошенники хорошо знают, как построить диалог и выманить у граждан деньги, и попросил представителей региональных СМИ шире освещать тему мошенничества, чтобы охватить как можно больше жителей нашего региона.
Представитель нацбанка отметил, что Банк России постоянно проводит мониторинг и анализ ситуации по распространению мошеннических сценариев, в том числе работниками фиксируется массовое применение новых схем. Одна из последних – использование дипфейков. «С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва. Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото и видео, а также запись голоса, полученные в основном в результате взлома его аккаунта в социальных сетях или мессенджерах», - проинформировал он. Сергей Смагин порекомендовал проявлять осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи – его аккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. «Не спешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить и убедиться, что человеку действительно нужна помощь, нет, задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый».
Также было отмечено, что мошенники активно используют современные компьютерные технологии и искусственный интеллект. Это особенно актуально для тех, кто активно ведет страницы в социальных сетях, общается в мессенджерах, использует видео и аудио-сообщения, совершает покупки в интернет-магазинах, оформляет документы онлайн. И именно там остается информация, которую могут использовать злоумышленники. Спикеры порекомендовали осмотрительно и максимально критично относиться к личной персональной и финансовой информации, которая размещается в интернете.
Повысить защиту людей от действий кибермошенников призван Федеральный закон, вступивший в силу 25 июля 2024 года (№ 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»). Он направлен также на повышение финансовой ответственности банков.
Закон вводит двухдневный период охлаждения. Если человек попытается перевести деньги на подозрительный счет, информация о котором содержится в специальной базе данных Банка России, банк в течение двух дней не будет совершать эту операцию. За это время человек может понять, что имеет дело с мошенниками, и отказаться от перевода. Кроме того, закон обязывает банки отключать доступ к дистанционному банковскому обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.
В завершении спикеры напомнили, что в Мордовии действует телеграм-канал Стопмошенник13, где МВД по Республике Мордовия и Отделение-НБ Республика Мордовия публикуют разбор реальных ситуаций и рассказывают людям, как избежать финансовых потерь под диктовку мошенников.
По словам представителя УУР МВД, только за август более 120 жителей Мордовии перечислили мошенникам свыше 47 миллионов рублей. По-прежнему самым распространенным способом совершения преступлений является хищение денег со счетов граждан. Мошенники продолжают вводить людей в заблуждение, рассказывая им о необходимости продления действия сим-карты и договоров услуг связи, о предотвращении несанкционированного списания сбережений за счет оформления кредитов и последующего перевода денег на резервные ячейки. Достаточно много и тех, кто в надежде заработать легкие и быстрые деньги на электронных торгах по рекомендациям неизвестных переводят их на неизвестные счета, с которых вывести уже не могут. «По статистике среди потерпевших превалируют безработные граждане, пенсионеры, работники промышленности, государственной и муниципальной служб, а также студенты. Всего за 8 месяцев текущего года органами внутренних дел зарегистрировано 1854 заявления о преступлениях совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации».
Петр Францев рассказал не только о распространенных схемах обмана, но и о профилактической работе полиции по недопущению подобных фактов. «Полицейские посещают граждан по месту жительства и работы, раздают памятки, наклеивают информационные листовки на стендах в подъездах, аудиоролики о мошенничествах транслируются в общественном транспорте и в торговых точках, - отметил он. – но, несмотря на это жители республики продолжают верить мошенникам, тем самым лишаясь своих сбережений». Он подчеркнул, что мошенники хорошо знают, как построить диалог и выманить у граждан деньги, и попросил представителей региональных СМИ шире освещать тему мошенничества, чтобы охватить как можно больше жителей нашего региона.
Представитель нацбанка отметил, что Банк России постоянно проводит мониторинг и анализ ситуации по распространению мошеннических сценариев, в том числе работниками фиксируется массовое применение новых схем. Одна из последних – использование дипфейков. «С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва. Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото и видео, а также запись голоса, полученные в основном в результате взлома его аккаунта в социальных сетях или мессенджерах», - проинформировал он. Сергей Смагин порекомендовал проявлять осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи – его аккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. «Не спешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить и убедиться, что человеку действительно нужна помощь, нет, задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый».
Также было отмечено, что мошенники активно используют современные компьютерные технологии и искусственный интеллект. Это особенно актуально для тех, кто активно ведет страницы в социальных сетях, общается в мессенджерах, использует видео и аудио-сообщения, совершает покупки в интернет-магазинах, оформляет документы онлайн. И именно там остается информация, которую могут использовать злоумышленники. Спикеры порекомендовали осмотрительно и максимально критично относиться к личной персональной и финансовой информации, которая размещается в интернете.
Повысить защиту людей от действий кибермошенников призван Федеральный закон, вступивший в силу 25 июля 2024 года (№ 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»). Он направлен также на повышение финансовой ответственности банков.
Закон вводит двухдневный период охлаждения. Если человек попытается перевести деньги на подозрительный счет, информация о котором содержится в специальной базе данных Банка России, банк в течение двух дней не будет совершать эту операцию. За это время человек может понять, что имеет дело с мошенниками, и отказаться от перевода. Кроме того, закон обязывает банки отключать доступ к дистанционному банковскому обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.
В завершении спикеры напомнили, что в Мордовии действует телеграм-канал Стопмошенник13, где МВД по Республике Мордовия и Отделение-НБ Республика Мордовия публикуют разбор реальных ситуаций и рассказывают людям, как избежать финансовых потерь под диктовку мошенников.