«Дяди Стёпы» Красноярска. Что изменилось в работе участковых за 30 лет?

17:15 20.11.2023

«Дяди Стёпы» Красноярска. Что изменилось в работе участковых за 30 лет?


Службе участковых уполномоченных полиции исполняется в этом году 100 лет. Елена Лейман, журналист газеты "Городские новости", встретилась с представителями этой профессии, которые в разные годы трудились на одном участке: ветераном, подполковником внутренней службы в отставке Иваном Саломачевым и младшим лейтенантом полиции Юрием Светличным. Сравнили, что поменялось и что осталось неизменным более чем за 30 лет.
Иван Саломачев с 1977 по 1987 год работал участковым Центрального района. Юрий Светличный пришёл на службу полтора года назад. Им было о чём поговорить и что обсудить.

— Раньше опорный пункт милиции располагался по адресу переулок Речной, 3. Теперь его перенесли на улицу Горького — в дом напротив, так что локация не сильно поменялась, а на месте старого пункта находится жилая квартира, — поделился подполковник в отставке.

По словам Ивана Ивановича, территория обслуживания была от улицы Горького, по улицам Республики, Обороны, Ады Лебедевой и по улице Коммунистической до Перенсона.

— Большой участок. На нём работали четыре человека — я и трое коллег. У каждого был свой сектор, — отметил Иван Иванович. — Сейчас территория чуть меньше, за счёт другого деления. И обслуживают её пять участковых, — добавил Юрий Михайлович.

Иван Иванович рассказал, что раньше все участковые жили в служебных квартирах, его была в соседнем доме от участкового пункта милиции.

— Государство тогда предоставляло участковым жильё по месту службы. Вышел в свой двор — и уже на работе, — поделился подполковник в отставке.

Он уточнил, что на работу принимали после службы в армии или по окончании вуза: «Ребята учились очно и заочно. Сам я окончил педагогический институт, историк по образованию. Попал по распределению — декан предложил пойти в милицию, я согласился. Десять лет проработал участковым, хотя зарплата по тем меркам была маленькая — 95 рублей. Зато давали квартиру».
Младший лейтенант поделился, что изначально связать свою жизнь с охраной общественного порядка не планировал:

— Я получил среднее специальное образование — выучился на программиста. Но после службы в армии понял, что нравятся погоны, форма, сама система — всё чётко и понятно. И стал участковым. На зарплату не жалуюсь, — посмеялся Юрий Светличный.

За железными дверями
В обязанности участкового входит ежедневный обход закреплённой территории. Так было всегда.

— Осматриваем крыши, подъезды, подвалы, — отметил Юрий Светличный. — Мы имеем право у управляющих компаний взять ключи и осматривать подотчётные территории. — И в 1980-е участковые работали в тесной связке с жилищными трестами и участками, это всегда остаётся неизменным. Тогда подвалы и чердаки тоже закрывали, но вот общих железных дверей не было, как и домофонов, и все жильцы друг друга хорошо знали. У нас главными помощниками были бабушки на лавочках, вот уж кто не пропустит ни одного нарушителя и хулигана! — улыбнулся Иван Иванович.

Сейчас с этим сложнее, люди почти не общаются, зачастую на одной лестничной площадке могут годами жить и не знать даже имён, все скрываются за железными дверями. А уж о лавочках возле подъездов почти никто и не помнит.

— Кстати о дверях… Помню, была у нас серия квартирных краж, мы никак не могли понять, почему мы нет свидетелей, а самое главное — почему никто ничего не слышал, — рассказал Иван Саломачев. — Начали анализировать, пришли к выводу, что все кражи совершены в то время, когда над районом шёл самолёт на посадку: шум стоял страшный, вот под него и выбивали двери — они же деревянные были. Воры долго удивлялись, как мы догадались. — А правду говорят, что самыми распространёнными преступлениями тогда были квартирные и карманные кражи? — поинтересовался Юрий Светличный у старшего коллеги. — Как-то раз даже ко мне пытались залезть, вскрыть замок. Я только пришёл домой на обед, как мне показалось, что ключ в замке провернулся. Я к двери подошёл и слышу, как замок обратно закрывается: видимо, за дверью услышали звук, — ответил Иван Иванович.

Также он рассказал, что в дни ярмарок на колхозном рынке резко возрастали карманные кражи. «В такие дни мы очень плотно работали с подразделением уголовного розыска, которое и ловило карманников. Вот ты спрашивал о том, были ли у нас преступники-девушки? — обратился Иван Иванович к молодому участковому. — В одну из ярмарок как раз там студентку второго курса мединститута задержали за кражу. Приехала учиться и попала в нехорошую компанию. Всякое бывало».
В парках спокойно
 

 
Вопросы, которые приходилось и приходится решать участковым в разное время, во многом похожи. И всё же есть различия, по признанию наших героев.

— В моё время проблемной считалась территория в районе Качи — там был частный сектор. Тогда ещё у многих оружие дома хранилось, зачастую не знал, что тебя ждёт за дверью. Но полученные в университете знания по психологии и педагогике помогали всегда, — отметил Иван Иванович. — Был период, когда мы оружие на постоянке носили, не сдавали, чтобы подняться на вызов в любое время дня и ночи. Я был готов к любым заданиям и сложностям.

Юрий Светличный считает, что в настоящее время всё больше совершается мошенничеств.

— Звонят пенсионерке — говорят, что по вине её родственника совершена авария и пострадал человек. И нужны деньги, чтобы уладить ситуацию. Пенсионеры часто в такие легенды верят, отдают свои накопления и даже берут кредиты. Это всё обман, таким сообщениям верить нельзя, — поделился участковый.

А вот на берегу Качи разговор зашёл о старом микрорайоне, который уже давно исчез с карт города. Улочки поменяли название, а вдоль реки, которая весной перестала заливать ближайшие улицы, уже давно совсем не страшно ходить вечерами по благоустроенной набережной.

— В наше время каждую весну я должен был ежедневно, а то и по два раза в день с вешкой замерять уровень воды, чтобы не дай бог не случилось беды и успеть вовремя эвакуировать население в случае подтопления. Это входило в обязанности участкового. Были годы, когда река заливала улицу Брянскую.

Иван Иванович вспомнил, что в 1950-х годах прошлого века на месте Юдинского парка была площадка, где проводились различные мероприятия. И зачастую требовалась помощь участкового. Правда, потом пространство благоустроили, высадили деревья. На данный момент, по словам Юрия Светличного, парк безопасен для семейного отдыха.

— В парках достаточно спокойно, дети играют, молодёжь занимается на спортплощадках. Сейчас, по моему опыту, больше всего вызовов — из ночных заведений, клубов или баров, — добавил младший лейтенант. — Люди отдыхают, распивают напитки, иногда возникают конфликты. Мы оперативно реагируем на такие сигналы. К слову, жалоб от жителей на весёлые компании во дворах и парках поступает очень мало. Возможно, они собираются сейчас не поздно и ведут себя культурно.— А в мою молодость в парке даже была стоянка цыганского табора! — посмеялся бывший участковый.

Ушла романтика
Иван Иванович рассказал, что местные жители всегда уважали своих участковых.

— Все знали в лицо. Все по-своему любили. Ну и участковые, в свою очередь, знали каждую семью на своём подведомственном участке. Дети подбегали с криками про дядю Стёпу, рассказывали о своих приключениях. В школу № 4 постоянно ходил с лекциями — был налажен контакт с директором, Галиной Ефимовной Стогниенко, — поделился подполковник в отставке. — Мы вместе с инспекторами по делам несовершеннолетних тоже проводим лекции в школах. Темы разные, в том числе рассказываем, как себя вести при встрече с сотрудником полиции, какие вопросы он может задать, — отметил Юрий Светличный. — Детей на встречах интересует профориентационная тема: в какой вуз нужно поступать, чтобы стать полицейским, какие экзамены сдавать и какие условия работы. Практичность — на первом плане. Ушла романтика, на мой взгляд...

Мы ушли, а участковые продолжили общаться на тему того, что за эти годы изменилось в отдельно взятом микрорайоне, который когда-то дал путёвку в жизнь молодому выпускнику красноярского пединститута Ивану Саломачеву, а сейчас учит жить и понимать людей младшего лейтенанта полиции Юрия Светличного.
Юбилей
Служба участковых уполномоченных в нашей стране отмечает столетие. Инструкция участковому надзирателю была утверждена Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР 17 ноября 1923 года. Этот нормативный правовой документ и положил начало формированию института участковых в российской полиции.