Заместитель начальника уголовного розыска УМВД России по г. Владикавказу майор полиции Владислав Тедеев стал первым гостем пресс-центра газеты «Владикавказ»

11:00 05.02.2025

Владислав Тедеев рассказал о самых распространенных схемах интернет-мошенничества и дал практические советы, как избежать обмана в сети.
– Владислав Сергеевич, какие схемы мошенничества наиболее распространены в настоящее время?
– Наиболее распространенные схемы мошенничества – это звонки от лиц, представляющихся сотрудниками банков, правоохранительных органов (МВД, ФСБ) или Росфинмониторинга. Они сообщают о якобы угрозе вашим деньгам и убеждают совершить определенные действия, часто включающие перевод средств. Другая распространенная схема связана с продажей товаров на онлайн-площадках, соцсетях. Мошенники предлагают привлекательные товары, но после оплаты покупатель ничего не получает. Также участились случаи взлома аккаунтов на сайте «Госуслуги» и мессенджерах, после чего с помощью украденных аккаунтов злоумышленники вымогают деньги под различными предлогами. Популярны у мошенников и схемы заработка на криптовалюте, где жертвам обещают большие прибыли, но в итоге они теряют свои вложения.
– Как Вы уже сказали, мошенники часто взламывают социальные сети и мессенджеры. Что делать, если заподозрили неладное?
– При подозрении на взлом мессенджеров или соцсетей немедленно обращайтесь в полицию. Если взломан профиль на «Госуслугах», блокируйте его через МФЦ, чтобы ограничить время доступа мошенников к вашим данным и минимизировать ущерб.
Самое эффективное средство профилактики – сохранять бдительность. Мошенники часто просят денег или займы после взлома. Свяжитесь с человеком напрямую по телефону, чтобы подтвердить, что это действительно он. Обращайте внимание на нетипичное поведение собеседника в сообщениях, срочные просьбы о деньгах, давление и неотложность ситуации – все это признаки мошенничества.
Добавлю, что расследование таких преступлений затруднено, поскольку серверы мессенджеров часто находятся за рубежом и не всегда сотрудничают с правоохранительными органами. Тем не менее мы раскрываем такие дела, постоянно совершенствуя методы работы.
– Многие граждане становятся жертвами мошенников, которые оформляют на них кредиты без их ведома. Какова ответственность банков в таких ситуациях, и какие действия должен предпринять пострадавший, чтобы аннулировать кредит, полученный мошенническим путем?
– Да, это актуальная проблема. Возбуждение уголовного дела позволяет переложить ответственность за выплату незаконно оформленного кредита на кредитную организацию, предоставившую его без ведома клиента. Для этого необходимо обратиться в полицию. В ходе расследования устанавливается факт несанкционированного доступа к аккаунту (иные IP-адреса, устройства), что становится основанием для признания банка потерпевшим. Впоследствии, если мошенники будут задержаны, то уже они будут привлекаться к ответственности и возмещать ущерб пострадавшим.
– Нередки случаи, когда человек узнает о кредите спустя определенное время. Есть ли в таком случае шанс на перерасчет долга и снятие финансовых обязательств перед кредитной организацией?
– Шансы, конечно есть, но каждый случай индивидуален. Многое зависит от внутренних правил банка и соблюдения клиентом правил пользования картой и онлайн-приложением. Если клиент сам предоставил мошенникам данные банковской карты и СМС-код, банк может отказать в списании долга из-за нарушения правил безопасности. Если же кредит взят путем взлома приложения без участия клиента, ситуация другая, и банк может пойти навстречу, признав свою техническую вину.
– Злоумышленники часто используют различные технические уловки, такие как подмена номеров телефонов, чтобы выдать себя за сотрудников банков или правоохранительных органов. Какие практические советы можете дать гражданам, чтобы обезопасить себя от таких обманных действий?
– Действительно, подмена номеров – очень распространенный и эффективный прием мошенников. Они используют специальные программы, чтобы на экране вашего телефона отображался номер, принадлежащий, например, правоохранительным органам или банку. Поэтому единственный надежный способ защиты – самостоятельно перезвонить на официальный номер банка или правоохранительного органа, с которого якобы поступил звонок. Уточните, действительно ли они связывались с вами по указанному вопросу. Если звонок был от официальных органов, вам сообщат об этом. Если нет – то вы имеете дело с мошенниками. Никогда не следует принимать решения, основанные только на информации, полученной по телефону, без дополнительной проверки из надежных источников.
 
– В последнее время участились случаи мошенничества через онлайн-игры. Зачастую дети используют телефоны родителей для переводов денег на различные счета. Какие меры могут предпринять родители, чтобы защитить детей и семейный бюджет от злоумышленников?
– Мошенничество через онлайн-игры сейчас составляет менее 5% от общего числа преступлений в сети. Но, действительно, этот вид мошенничества приобретает все большую распространенность. Дети часто становятся жертвами, им предлагают, скажем, приобрести дополнительные возможности в игре. Если списание средств произошло, многие боятся сообщить родителям об этом, что затрудняет в дальнейшем раскрытие преступления. Кроме того, злоумышленники могут использовать ссылки, заставляя детей вводить персональную информацию.
Главная мера безопасности – ограничить доступ детей к телефонам и банковским картам. Важно проводить с ними разъяснительную беседу о рисках в онлайн-пространстве и опасности предоставления личных данных. В случае подозрительных действий или списаний со счета необходимо незамедлительно обратиться в банк и правоохранительные органы.
– Ведется ли разъяснительная работа с гражданами, в том числе и с детьми, ведь они – основная группа риска?
– Да, проводится комплексная профилактическая работа по всем видам мошенничества, включая онлайн-игры. Вот и сейчас, в ходе нашей беседы, мы занимаемся этим. Информация распространяется через участковых и сотрудников других подразделений МВД, интернет-ресурсы, СМИ. Помимо МВД, работой по борьбе с мошенничеством занимаются и другие правоохранительные органы, а также общественные организации и просто неравнодушные граждане. Я думаю, вы согласитесь, что сегодня мало кто еще не слышал об опасности мошенничества.
– В России фиксировались случаи призывов к терроризму, когда под влиянием мошенников люди совершали противоправные действия – поджоги банкоматов и другие. Были ли подобные случаи в Северной Осетии?
– В Северной Осетии таких случаев не зафиксировано. Однако, как и в любом другом регионе, угроза существует, поскольку мошенники могут склонять людей к противоправным действиям, особенно пожилых граждан, под предлогом оказания помощи попавшим в беду родственникам. Схема обычно включает в себя требование денег, но может распространяться и на другие действия, подобные тем, о которых вы упомянули. Мошенники часто представляются сотрудниками правоохранительных органов или другими влиятельными лицами, запугивая жертву. Если просьба кажется необычной или выходит за рамки обычного общения, необходимо самостоятельно связаться по телефону с человеком, о котором идет речь, или же сразу сообщать в полицию.
– Вы расследовали множество случаев онлайн-мошенничества. Какой из них Вам больше запомнился и почему?
– На память пришел случай с жителем Владикавказа, который хотел купить технику на большую сумму онлайн. Он нашел выгодное предложение на привлекательном сайте, где ему предложили также услуги курьерской службы. После оплаты покупателю предоставили трек-код для отслеживания. Однако, ближе к доставке, трекинг «сломался». Оказалось, что мошенники создали целую виртуальную реальность: поддельный сайт, поддельную курьерскую службу, даже использовали реальные фотографии действующих магазинов и компаний, лишь немного снизив цены, чтобы выглядеть привлекательнее. Этот случай показателен тем, насколько тщательно мошенники прорабатывают детали, и как легко люди могут стать жертвами, не проверив подробности до оплаты. Проверка происхождения фотографий, даты регистрации сайта и прочей информации могла бы предотвратить мошенничество. К сожалению, часто люди не уделяют этому достаточного внимания.
– В заключение беседы хотелось бы услышать Ваш совет жителям города, как обезопасить себя от мошенников?
– Хотелось бы попросить граждан быть бдительными и критически оценивать всю поступающую информацию, особенно по телефону. Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не попросят вас перевести деньги на другой счет, снять деньги со счета и перевести их для обеспечения безопасности, или предоставить конфиденциальные данные. Если вам звонят и просят совершить подобные действия или же продиктовать сообщения, полученные на телефон, то это мошенники. Не доверяйте звонкам, которые требуют от вас немедленных действий и передачи личной информации. Помните: ваша бдительность – лучшая защита от мошенников.
 
Подготовила Алена ДЖИОЕВА
Пресс-центр газеты «Владикавказ»