Коды – НИКОМУ!
12:20 07.08.2024
В последнее время в регионе участились случаи взлома личных кабинетов граждан на портале «Госуслуги».
При этом люди сами передают злоумышленникам данные для входа на интернет-ресурс. Одна из потерпевших поделилась своей историей.
39-летней северодвинке Тамаре (имя изменено) тревожный звонок поступил в разгар рабочего дня. Звонил якобы сотрудник компании-оператора сотовой связи. Сообщил, что заканчивается срок действия сим-карты.
– Ничего не вызвало подозрений, - вспоминает она. Номер московский, голос женский, как у обычного оператора кол-центра, разговор очень быстрый, ёмкий, ничего лишнего. Назвали все мои данные: как меня зовут, номер паспорта, где живу. И предложили через Госуслуги сделать бессрочную сим-карту.
После того, как она согласилась на эту услугу, на её телефон пришло несколько смс-уведомлений, коды из которых она передала звонившим.
– Просто называешь, не читая, хотя в смс крупными буквами написано «Не сообщайте никому», сейчас удивляется Тамара.
После этого звонившая вежливо попрощалась, а северодвинка решила зайти в личный кабинет Госуслуг.
– Я увидела, что уже произведена замена пароля, - говорит она. - То есть, пока мы разговаривали, они всё поменяли, и у меня пропал доступ к собственным данным.
Вскоре снова поступил вызов – звонившая представилась сотрудницей портала. Побеспокоилась, что доступ к сайту утрачен, и убедила, что именно она обязательно поможет исправить ситуацию.
– Говорит, что моей заявке присвоен номер такой-то. Запомните его, Вам будет звонить специалист из Росфинмониторинга, – вспоминает Тамара. – Все звонки с этого момента уже шли в разных мессенджерах. Потом прислали документ с файлом, который нужно было установить на свой компьютер...
А вскоре и вовсе позвонил «работник ФСБ». С «красивого номера», с важным видом – в форме, на фоне символики, фотографий, офисной мебели. Но как вспоминает Тамара, у него был своеобразный акцент, а общался он очень нагло. И у неё появилось ощущение, что «происходит полная ерунда».
Тамара восстановила доступ к личному кабинету на портале Госуслуги и обратилась в полицию. Она закрыла действующие счета, открыв новые. Как оказалось, с её страницы на Госуслугах злоумышленники успели направить заявки на микрозаймы... Приходили смс с просьбой подтвердить запрос, но на них она уже не реагировала.
По словам Александра Дубинина, начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Архангельской области подполковника полиции, за шесть месяцев нынешнего года на территории Архангельской области зарегистрировано более четырёх тысяч преступлений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основную массу составляют мошенничества — их более полутора тысяч. Чуть меньше фактов неправомерного доступа к компьютерной информации. Также среди киберпреступлений – кражи с банковского счета и другие.
Сообщение об окончании срока действия сим-карты является одним из самых распространённых способов обмана. И стоит запомнить, что срок действия сим-карты неограничен.
Также аферисты часто сообщают о необходимости замены медицинского полиса, оформления страховых и других документов, прохождения диспансеризации, поступает просьба проголосовать в соцсетях за знакомого, который якобы участвует в конкурсе... Предлогов – масса. Способ защиты один — не верить и ни в коем случае не передавать коды, приходящие в смс-сообщениях. Не стоит также переходить по ссылкам, отправленным с незнакомых номеров, нельзя устанавливать на телефон программы по указанию посторонних лиц.
Таким образом на минувшей неделе 63-летний житель Архангельска потерял шесть миллионов рублей. Аферисты убедили его в необходимости обновить онлайн-приложение банка и прислали ссылку. В результате он установил на телефон неизвестную программу и все имеющиеся на его счетах накопления были похищены.
Поэтому стоит насторожиться, получив подобные предложения, чтобы не попасть на уловки мошенников, которые всё время придумывают новые схемы обмана.
Вера ИВАНОВА,
пресс-служба УМВД России по Архангельской области
При этом люди сами передают злоумышленникам данные для входа на интернет-ресурс. Одна из потерпевших поделилась своей историей.
39-летней северодвинке Тамаре (имя изменено) тревожный звонок поступил в разгар рабочего дня. Звонил якобы сотрудник компании-оператора сотовой связи. Сообщил, что заканчивается срок действия сим-карты.
– Ничего не вызвало подозрений, - вспоминает она. Номер московский, голос женский, как у обычного оператора кол-центра, разговор очень быстрый, ёмкий, ничего лишнего. Назвали все мои данные: как меня зовут, номер паспорта, где живу. И предложили через Госуслуги сделать бессрочную сим-карту.
После того, как она согласилась на эту услугу, на её телефон пришло несколько смс-уведомлений, коды из которых она передала звонившим.
– Просто называешь, не читая, хотя в смс крупными буквами написано «Не сообщайте никому», сейчас удивляется Тамара.
После этого звонившая вежливо попрощалась, а северодвинка решила зайти в личный кабинет Госуслуг.
– Я увидела, что уже произведена замена пароля, - говорит она. - То есть, пока мы разговаривали, они всё поменяли, и у меня пропал доступ к собственным данным.
Вскоре снова поступил вызов – звонившая представилась сотрудницей портала. Побеспокоилась, что доступ к сайту утрачен, и убедила, что именно она обязательно поможет исправить ситуацию.
– Говорит, что моей заявке присвоен номер такой-то. Запомните его, Вам будет звонить специалист из Росфинмониторинга, – вспоминает Тамара. – Все звонки с этого момента уже шли в разных мессенджерах. Потом прислали документ с файлом, который нужно было установить на свой компьютер...
А вскоре и вовсе позвонил «работник ФСБ». С «красивого номера», с важным видом – в форме, на фоне символики, фотографий, офисной мебели. Но как вспоминает Тамара, у него был своеобразный акцент, а общался он очень нагло. И у неё появилось ощущение, что «происходит полная ерунда».
Тамара восстановила доступ к личному кабинету на портале Госуслуги и обратилась в полицию. Она закрыла действующие счета, открыв новые. Как оказалось, с её страницы на Госуслугах злоумышленники успели направить заявки на микрозаймы... Приходили смс с просьбой подтвердить запрос, но на них она уже не реагировала.
По словам Александра Дубинина, начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Архангельской области подполковника полиции, за шесть месяцев нынешнего года на территории Архангельской области зарегистрировано более четырёх тысяч преступлений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основную массу составляют мошенничества — их более полутора тысяч. Чуть меньше фактов неправомерного доступа к компьютерной информации. Также среди киберпреступлений – кражи с банковского счета и другие.
Сообщение об окончании срока действия сим-карты является одним из самых распространённых способов обмана. И стоит запомнить, что срок действия сим-карты неограничен.
Также аферисты часто сообщают о необходимости замены медицинского полиса, оформления страховых и других документов, прохождения диспансеризации, поступает просьба проголосовать в соцсетях за знакомого, который якобы участвует в конкурсе... Предлогов – масса. Способ защиты один — не верить и ни в коем случае не передавать коды, приходящие в смс-сообщениях. Не стоит также переходить по ссылкам, отправленным с незнакомых номеров, нельзя устанавливать на телефон программы по указанию посторонних лиц.
Таким образом на минувшей неделе 63-летний житель Архангельска потерял шесть миллионов рублей. Аферисты убедили его в необходимости обновить онлайн-приложение банка и прислали ссылку. В результате он установил на телефон неизвестную программу и все имеющиеся на его счетах накопления были похищены.
Поэтому стоит насторожиться, получив подобные предложения, чтобы не попасть на уловки мошенников, которые всё время придумывают новые схемы обмана.
Вера ИВАНОВА,
пресс-служба УМВД России по Архангельской области