В Североуральске руководитель отдела, представители Общественного совета при ОМВД, местных СМИ и банка обсудили способы противодействия преступлениям, совершаемых с использованием IT- технологий
13:55 10.03.2024
В нынешнем году североуральцы за неполных два месяца уже перевели мошенникам 2 миллиона 611 тысяч рублей. За весь прошлый год сумма, перекочевавшая в руки мошенников от жителей Североуральска, составила 19 миллионов 950 тысяч рублей.
Об этом рассказал врио начальника отдела МВД «Североуральский» майор полиции Иван Березин на пресс-конференции. Иван Владимирович пояснил, что это только заявленная сумма.
- Не все люди, обманутые мошенниками, обращаются в полицию, - заверил он.
- В основном за деньгами люди идут в банк, но у кого-то и дома есть накопления. Был случай, бабушка 1 миллион 800 тысяч рублей передала, это в прошлом году было, - рассказал он, - молодой человек, который забирал деньги, был установлен сотрудниками полиции, ему предъявлен иск через суд. Он будет выплачивать эти почти два миллиона. Иван Владимирович объяснил, что выплачивать денежные средства, переданные мошенникам, будет тот, кто приходит за деньгами.
- Сейчас на них иски подают, - сказал он, - Такие люди называются дропперами. Раньше такой практики не было, сейчас вот появилась. Майор полиции рассказал еще об одном недавнем случае, когда стражи порядка в течение трех дней убеждали пожилую женщину не отдавать свои сбережения мошенникам.
- Бабушка пыталась снять со своего счета полтора миллиона рублей, в банке ей их не дали, - рассказывает Иван Владимирович, - сотрудники банка позвонили нам, и участковый сходил к ней домой. Но та сказала, что хочет отправить деньги родственникам в благодарность за то, что они ей тоже в свое время помогали. Мы спросили телефон родственников, но бабушка ответила, что телефона нет, пояснила, что они живут на Украине. С ней провели беседу о мошенниках, она, казалось, все поняла, но на следующий день история повторилась. Бабушка пошла в банк, сотрудники снова не выдали накопления и снова позвонили нам. Мы вызвали ее в отдел, начали беседу. А она нам заявляет, что мы нарушили ее конституционные права, ведь это ее деньги и она может делать с ними что хочет. Мы ее очень долго убеждали, и она вроде согласилась с доводами. Но на третий день она снова пошла в банк! И снова ей денег не дали. Тогда мы уже сами приехали к ней домой вечером, сидели минут 30, беседовали все за кружкой чая. В итоге выяснилось, что ей прислали по почте доверенность, распечатанную на цветном принтере. Фальшивый документ был сделан для того, чтобы женщина поверила, что с ее счета кто-то пытается снять деньги.
В общем, история закончилась хорошо – правоохранители совместно с сотрудниками банка спасли сбережения североуральской бабушки.
- Это насколько людям пудрят мозг? - сокрушается майор, - Мы три дня убеждали бабушку и кое-как убедили.
Иван Владимирович озвучил цифры статистики: только за 27 февраля в Свердловской области было 24 случая обмана людей мошенниками.
- Как еще доводить до сведения людей все? Нужно писать, рассказывать, убеждать, - сказал он, - И всегда хотелось бы, чтобы если граждане приходят в банк за крупной суммой, если не могут объяснить, для чего им понадобились денежные средства, пусть сотрудники вызывают нас, полицейских.
Руководитель банка «Открытия» Марина Ус, присутствующая на встрече, отметила, что буквально вчера вышла статья в Интернете о том, что Президент подписал закон, позволяющий россиянам устанавливать самозапрет на выдачу кредитов.
- То есть, банк накладывает запрет на выдачу кредитов клиенту по его же просьбе, - пояснила Марина Владимировна. - Он вступит в силу с 1 марта 2025 года. Запрет можно установить самим через сайт Госуслуг с 1 сентября 2025 года.
Журналисты возразили: в основном интернетом и Госуслугами пользуются граждане не совсем пожилые. А бабушки, о которых рассказал полицейский, вряд ли настолько продвинутые. Но Марина Ус сказала, что многие пожилые люди прекрасно разбираются в гаджетах. И рассказала случай, который произошел недавно с одной жительницей нашего города.
- Что они, мошенники, могут такого обещать, и как они это делают? - начала историю она, - Две недели назад пришла к нам в банк здравомыслящая грамотная женщина. Работает она в бюджетной организации, работа связана с документами - распоряжениями, справками и так далее. В ее полномочия входит не разрешать выдачу документов без подтверждения. Но она пришла и сняла все свои накопления, это до обеда было, а после обеда вечером пришла снова и попросила выдать 750 тысяч рублей в качестве кредита. Этот кредит она решила взять без страховки под 32 процента годовых. Сказала, что ей нужно на недвижимость. Мы поверили. Ну, у нас в городе жилье недорогое, 750 тысяч рублей на квартиру - это нормальная сумма. Ее несколько раз ведь спрашивали, не мошенникам ли перевести решила, но дама заверила, что все нормально. И объяснила, что через три месяца вернет все деньги в банк. Марина Владимировна недоумевает, что могли наобещать мошенники, что человек был уверен, что вскоре вернет деньги в банк? Зомбируют они их, что ли? Иван Березин сказал, что эта история закончилась тем, что женщина пришла в полицию и написала заявление. При этом она подтвердила, что обманула сотрудников банка, сказав им, что цель кредита - покупка недвижимости.
Журналисты поинтересовались, а можно ли как-то отследить звонивших по айпи-адресу? Иван Березин объяснил, что айпи можно подменивать, то есть, есть специальные программы для этого, которыми успешно пользуются злоумышленники.
- Сейчас все звонки идут якобы с Испании, Италии и так далее, - сказал он. - Но на самом деле это фейковые айпи-адреса.
Журналисты, общественники и сотрудники полиции, присутствовавшие на конференции, поделились друг с другом историями общения с мошенниками, которые случались с ними или их родными. Например, когда звонят якобы с Мотива и говорят, что срочно нужны данные документов для переоформления договора, а затем эти данные используются для проведения банковской операции. Или еще - пишет якобы руководитель и говорит, что попал в руки каких-либо структур и просит сделать те или иные действия, так или иначе связанные с деньгами.
В заключение все пришли к выводу, что мошенники выдумывают все новые способы обмана.
Иван Березин обратился к представителям местных средств массовой информации, чтобы на постоянной основе размещать материалы, которые помогут уберечь граждан от действий мошенников
Также всем участникам мероприятия были предложены памятки, в которых размещена информация о возможных способах дистанционного мошенничества и хищения с банковских счетов граждан, и способы как избежать данных преступлений.
Об этом рассказал врио начальника отдела МВД «Североуральский» майор полиции Иван Березин на пресс-конференции. Иван Владимирович пояснил, что это только заявленная сумма.
- Не все люди, обманутые мошенниками, обращаются в полицию, - заверил он.
- В основном за деньгами люди идут в банк, но у кого-то и дома есть накопления. Был случай, бабушка 1 миллион 800 тысяч рублей передала, это в прошлом году было, - рассказал он, - молодой человек, который забирал деньги, был установлен сотрудниками полиции, ему предъявлен иск через суд. Он будет выплачивать эти почти два миллиона. Иван Владимирович объяснил, что выплачивать денежные средства, переданные мошенникам, будет тот, кто приходит за деньгами.
- Сейчас на них иски подают, - сказал он, - Такие люди называются дропперами. Раньше такой практики не было, сейчас вот появилась. Майор полиции рассказал еще об одном недавнем случае, когда стражи порядка в течение трех дней убеждали пожилую женщину не отдавать свои сбережения мошенникам.
- Бабушка пыталась снять со своего счета полтора миллиона рублей, в банке ей их не дали, - рассказывает Иван Владимирович, - сотрудники банка позвонили нам, и участковый сходил к ней домой. Но та сказала, что хочет отправить деньги родственникам в благодарность за то, что они ей тоже в свое время помогали. Мы спросили телефон родственников, но бабушка ответила, что телефона нет, пояснила, что они живут на Украине. С ней провели беседу о мошенниках, она, казалось, все поняла, но на следующий день история повторилась. Бабушка пошла в банк, сотрудники снова не выдали накопления и снова позвонили нам. Мы вызвали ее в отдел, начали беседу. А она нам заявляет, что мы нарушили ее конституционные права, ведь это ее деньги и она может делать с ними что хочет. Мы ее очень долго убеждали, и она вроде согласилась с доводами. Но на третий день она снова пошла в банк! И снова ей денег не дали. Тогда мы уже сами приехали к ней домой вечером, сидели минут 30, беседовали все за кружкой чая. В итоге выяснилось, что ей прислали по почте доверенность, распечатанную на цветном принтере. Фальшивый документ был сделан для того, чтобы женщина поверила, что с ее счета кто-то пытается снять деньги.
В общем, история закончилась хорошо – правоохранители совместно с сотрудниками банка спасли сбережения североуральской бабушки.
- Это насколько людям пудрят мозг? - сокрушается майор, - Мы три дня убеждали бабушку и кое-как убедили.
Иван Владимирович озвучил цифры статистики: только за 27 февраля в Свердловской области было 24 случая обмана людей мошенниками.
- Как еще доводить до сведения людей все? Нужно писать, рассказывать, убеждать, - сказал он, - И всегда хотелось бы, чтобы если граждане приходят в банк за крупной суммой, если не могут объяснить, для чего им понадобились денежные средства, пусть сотрудники вызывают нас, полицейских.
Руководитель банка «Открытия» Марина Ус, присутствующая на встрече, отметила, что буквально вчера вышла статья в Интернете о том, что Президент подписал закон, позволяющий россиянам устанавливать самозапрет на выдачу кредитов.
- То есть, банк накладывает запрет на выдачу кредитов клиенту по его же просьбе, - пояснила Марина Владимировна. - Он вступит в силу с 1 марта 2025 года. Запрет можно установить самим через сайт Госуслуг с 1 сентября 2025 года.
Журналисты возразили: в основном интернетом и Госуслугами пользуются граждане не совсем пожилые. А бабушки, о которых рассказал полицейский, вряд ли настолько продвинутые. Но Марина Ус сказала, что многие пожилые люди прекрасно разбираются в гаджетах. И рассказала случай, который произошел недавно с одной жительницей нашего города.
- Что они, мошенники, могут такого обещать, и как они это делают? - начала историю она, - Две недели назад пришла к нам в банк здравомыслящая грамотная женщина. Работает она в бюджетной организации, работа связана с документами - распоряжениями, справками и так далее. В ее полномочия входит не разрешать выдачу документов без подтверждения. Но она пришла и сняла все свои накопления, это до обеда было, а после обеда вечером пришла снова и попросила выдать 750 тысяч рублей в качестве кредита. Этот кредит она решила взять без страховки под 32 процента годовых. Сказала, что ей нужно на недвижимость. Мы поверили. Ну, у нас в городе жилье недорогое, 750 тысяч рублей на квартиру - это нормальная сумма. Ее несколько раз ведь спрашивали, не мошенникам ли перевести решила, но дама заверила, что все нормально. И объяснила, что через три месяца вернет все деньги в банк. Марина Владимировна недоумевает, что могли наобещать мошенники, что человек был уверен, что вскоре вернет деньги в банк? Зомбируют они их, что ли? Иван Березин сказал, что эта история закончилась тем, что женщина пришла в полицию и написала заявление. При этом она подтвердила, что обманула сотрудников банка, сказав им, что цель кредита - покупка недвижимости.
Журналисты поинтересовались, а можно ли как-то отследить звонивших по айпи-адресу? Иван Березин объяснил, что айпи можно подменивать, то есть, есть специальные программы для этого, которыми успешно пользуются злоумышленники.
- Сейчас все звонки идут якобы с Испании, Италии и так далее, - сказал он. - Но на самом деле это фейковые айпи-адреса.
Журналисты, общественники и сотрудники полиции, присутствовавшие на конференции, поделились друг с другом историями общения с мошенниками, которые случались с ними или их родными. Например, когда звонят якобы с Мотива и говорят, что срочно нужны данные документов для переоформления договора, а затем эти данные используются для проведения банковской операции. Или еще - пишет якобы руководитель и говорит, что попал в руки каких-либо структур и просит сделать те или иные действия, так или иначе связанные с деньгами.
В заключение все пришли к выводу, что мошенники выдумывают все новые способы обмана.
Иван Березин обратился к представителям местных средств массовой информации, чтобы на постоянной основе размещать материалы, которые помогут уберечь граждан от действий мошенников
Также всем участникам мероприятия были предложены памятки, в которых размещена информация о возможных способах дистанционного мошенничества и хищения с банковских счетов граждан, и способы как избежать данных преступлений.