В Нижнем Тагиле полицейские и общественники приняли участие в заседании круглого стола по вопросу противостоянию кибер-преступлениям

17:30 15.08.2024

Как не стать жертвой мошенников?
Мошенники – беда цифрового века. Практически каждый сталкивался с «сотрудниками безопасности банка», «специалистами сотовой связи», «представителями Главного управления МВД». Или получал «письмо счастья», предложения «быстро вложиться и заработать».
Как тагильчане становятся жертвами мошенников, как противостоять кибер-преступлениям, мы обсудили на «круглом столе» в редакции «ТР».
Список участников представительный: сотрудники и руководители МУ МВД России «Нижнетагильское», общественного совета МУ МВД, Социального фонда России, управления образования администрации города, центра по работе с ветеранами, крупнейших российских банков.
Мы собрали наиболее важные тезисы наших спикеров.
Как нас чаще всего обманывают?
Константин БУЛАНИЧЕВ, начальник уголовного розыска МУ МВД России «Нижнетагильское»:
- Наши доверчивые граждане как переводили деньги мошенникам, так и переводят. На уловки преступников попадаются все категории. Перечислю основные виды мошеннических схем.
Самый распространенный – когда представляются сотрудником банка и сообщают о «подозрительной операции». В текущем году произошло более 70 таких преступлений.
На втором месте – звонки от «специалистов Госуслуг». Они говорят, что личный кабинет якобы взломан. И пытаются выманить персональные данные.
Далее – представляются сотрудниками сотовых компаний. Даже мне звонили и предлагали заключить новый договор на оказание услуг связи.
Нередки случаи, когда мошенники выдают себя за представителей правоохранительных органов. Чаще всего – ФСБ. Встречаются и лже-преставители инвестиционных компаний: через мессенджеры предлагают «очень выгодно» вложиться.
Тагильчане в возрасте 60+, к сожалению, отдают деньги курьерам за «не привлечение к уголовной ответственности» родных. Схема отлажена: звонки происходят поздно вечером. Тихий голос представляется «родственником». Доверчивые пенсионеры собирают последние накопления и отдают «бегункам».
Задержать организаторов таких схем проблематично – они обычно находятся за пределами России. Но удается разыскать курьеров – тех, кто похищает средства граждан и отправляет «на кошельки».
В последнее время мошенники стали привлекать к преступным деяниям детей. Возраст привлечения к ответственности – с 14 лет. В этом году выявлены случаи, когда ловили 12-13-летних ребятишек, которые передавали похищенные деньги.
Мошенники взламывают аккаунты руководителей организаций или создают фейковые страницы, устраивают рассылку, что якобы произошла утечка информации.
Преступники придумали новую схему: похищают средства под предлогом помощи нашим бойцам на СВО. Просят поухаживать за престарелыми родителями и обещают переводить средства. Сначала присылают небольшую сумму – некий аванс. Потом еще. И «боец» заявил: извините, вторая сумма была переведена нечаянно, верните. Но деньги напрямую получить не могу – сумма переведется, если вы продиктуете код, который вам сейчас придет в сообщении. Потерпевший сообщает цифры – и лишается всех сбережений.
Самые незащищенные: дети и пенсионеры 
Элина БАЛУЦА, руководитель пресс-группы МУ МВД России «Нижнетагильское»:
- Начнется новый учебный год. Конечно, сотрудники полиции совместно с педагогами продолжат работать и рассказывать детям о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность. К сожалению, есть преступные факты, когда, используя детей, похищают средства родителей. В Нижнем Тагиле был такой пример – отдали мошенникам около 40 тысяч рублей.
Дети играют в онлайн-игры. И преступники предлагают приобрести внутриигровую валюту, конкретно указывают, что и как сделать в смартфонах родителей.
В Лесном ребенок с помощью родительского телефона смог взять кредиты и 950 тысяч рублей перевел мошенникам.
Есения САЛЬНИКОВА, руководитель клиентской службы в Нижнем Тагиле отделения Социального фонда по Свердловской области:
- Мошенники звонят очень убедительно. Представляются сотрудниками Социального или Пенсионного фондов. Называют имя, отчество. Могут сослаться на законодательство. Говорят, что у человека не учтен какой-то период в стаже. Предлагают прийти на перерасчет.
Вроде бы ничего страшного в этом нет. Называют обязательно номер кабинета, куда можно обратиться. Безусловно, все пенсионеры заинтересованы в увеличении выплат. И в дальнейшем лже-сотрудник просит сообщить ему номер СНИЛС. Гражданин диктует, потом получает код от Госуслуг – мошенники получают доступ ко всем персональным данным человека. Соответственно, они могут оформить микрозаймы на имя потерпевшего. Есть информация, что с помощью «угнанного» аккаунта Госулуг оформлялась электронная цифровая подпись для сделок с недвижимостью.
Граждане приходят к нам: те, кто не продиктовал код из СМС. Мы успокаиваем и объясняем, что это был звонок от мошенников. Тем, кто продиктовал код преступникам, восстанавливаем доступ к порталу Госуслуг.
Вячеслав МЕЩЕРЯКОВ, директор МКУ «Центр по работе с ветеранами»:
- В течение этого года несколько раз собирали наших пенсионеров, прорабатывали, рассказывали обо всех преступных схемах. Но мошенники – психологи, умеют убеждать.
Банковский контроль
Максим СМЕЛЫЙ, директор дополнительного офиса «Центральный» ВТБ-банка:
- Вышел федеральный закон, согласно которому банки могут приостанавливать платежи в пользу клиентов, которые осуществляются посредством личных кабинетов. 
Как это работает: клиент переводит деньги постороннему лицу. Банк проверяет, кому уходят средства, сверяется со списком подозрительных счетов в ЦБ.
Если клиент осознает этот перевод, то он обращается в банк или на «горячую линию». После клиента оповещают, просят подтвердить операцию. Платеж на два дня замораживается. И только потом, при личном подтверждении, деньги перечисляются. Если клиент не подтверждает перевод, то платеж отменяется.
Но жертвы мошенников снимают наличные средства и через терминалы раскидывают их по счетам мошенников.
От банков - еще один инструмент. В ВТБ при крупных расходных операциях, от 300 тысяч рублей, при выдаче клиенту денежных средств, мы используем анкету. Клиент подписывает памятку, в которой подтверждает, что не находится под воздействием мошенников, берет средства для себя.
Елена СУМИНА, заместитель руководителя отделения Альфа-Банка:
- Мы не используем анкеты. Сумма замораживается до звонка службы безопасности: все те же вопросы проговариваются. Если клиент подтверждает, то операция проходит. Если выявляются подозрение на мошеннические действия, сумма блокируется. При переводе крупных сумм также операция замораживается до звонка службы безопасности банка.
Екатерина КОЛГАНОВА, специалист по зарплатным проектам СБЕРа:
- Мы используем такой подход, как человекоцентричность. Сотрудники, кода видят, что постоянные клиенты, особенно пожилые, досрочно закрывают свои сбережения, пытаются поговорить, задают вопросы о причинах. И выясняется, что некоторые находятся под воздействием третьих лиц.
Решение есть
Александр ГОЛОВИХИН, председатель общественного совета МУ МВД России «Нижнетагильское»:
- На мой взгляд, нужно ужесточить законодательство. Если изучить банковскую операцию, посмотреть, куда она прошла, человека, который средства отправил, можно обвинить в финансировании террористической организации.
Сколько денег волонтеры пожертвовали на СВО, столько же денег наши граждане отдали мошенникам на противодействие нам. Выводить надо на чувства – на чьей вы стороне, когда переводите деньги на неизвестные счета.
"Тагильский рабочий" при содействии пресс - группы МУ МВД России "Нижнетагильское"